Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Музей
Положение о музее  

 Публикации музея МГГУ

 Программа развития музея МГГУ на 2012-2014 гг. и дальнейшую перспективу

Выставки музея МГГУ:
К 90-летию И.Ф.Ушакова
"Я на фронте грущу о тебе"
Выставка-каталог "Коллекция икон музея МГГУ"


Музей МГГУ «Кольский Север: история, культура, образование»

Музей МГГУ «Кольский Север: история, культура, образование» был создан в 1970 году. Он возник как результат поисковой туристско-краеведческой деятельности школьников под руководством выпускника нашего университета, учителя истории СШ №10 (ныне юридический лицей) г. Мурманска Вячеслава Васильевича Дранишникова. Большинство экспонатов музея — подлинные исторические источники, собранные старшеклассниками в многодневных походах-экспедициях по Кольскому краю. Не случайно в гимне краеведов школы были такие строчки:

«В школе 10-й мурманской
Любят походы дальние.
В школе 10-й мурманской
Любят походы трудные,
Запах тайги нехоженой,
Тундры цветы неброские.
Нами дороги проложены
Там, где лишь ветры хлесткие...»

В 70−80-е годы музей был одним их лучших школьных музеев не только в области, но и в России: участником ВДНХа, победителем многих всероссийских смотров школьных музеев. Об инновационной деятельности музея писала местная и центральная пресса.

В 1984 году музей был переведен в здание Мурманского государственного педагогического института (МГПИ). При этом были сохранены все экспонаты, а самые ценные (большинство икон, прялки, самовары и другие предметы) по специальному акту передали в фонды Мурманского областного краеведческого музея.

Вчерашний школьный музей быстро и органично вписался в учебно-воспитательный процесс педагогического института. Получив для размещения основного и вспомогательного фондов специального помещение — большую аудиторию, руководитель музея наладил тесное сотрудничество с комитетом комсомола МГПИ, кафедрами истории, педагогики, физической культуры, работниками отдела технических средств обучения. Это помогло стать музею центром поисковой, краеведческой работы.

Фрагмент экспозиции «Они сражались за Родину»

Студенты сохранили традиции музея СШ №10: шефство над воинским захоронением и памятником воинам 10-й гвардейской дивизии, поставленными поисковиками на полковом кладбище; организацию слетов и шефство над ветеранами 29-го артполка, которые приезжали в Мурманск из разных уголков тогдашнего СССР; многодневные походы экспедиции с целью сбора музейных экспонатов.

Специфика содержания образования студентов привела к созданию новых форм работы: проведение учебных встреч студентов и школьников; пионерских КВН, краеведческих олимпиад; встреч с легендарными защитниками Кольского края И.А. Зайцевым, И.А. Бородулиным и др.; поисковиками Л.В. Журиным и М.Г. Орешетой; учеными-краеведами И.Ф. Ушаковым и А.А. Киселевым; писателями и поэтами В.Масловым, В.Смирновым, В.Тимофеевым и др.

На базе музея была создана любительская киностудия, которая сняла ряд учебно-методических фильмов: «Путь в профессию» (о лагерных сборах студентов в п. Верхнетуломский, готовившихся к пионерской практике), «Помни!» (посвященный воинам 10-й гвардейской дивизии), который стал победителем областного кинофестиваля любительских фильмов. Были сделаны кинозарисовки о талантливом педагоге Н.Ф. Мельникове, педагогической династии Петровых; видеозаписи об известных учителях В.Е. Андрееве, З.И. Дмитриевой, семье педагогов Чекушкиных, Ушаковых и других.

В 1988 году построили новое здание института на ул. Егорова, 16. Для музея выделили большое отдельное помещение, и началась сложная работа по перепрофилированию краеведческого музея в вузовский музей «Истории народного образования Кольского края». Работали даже в отпуске, летом, в две смены, так как для стендов и витрин требовался большой иллюстративный материал. Пришлось сидеть в архивах, просматривать фонды областного краеведческого музея, старший научный сотрудник которого Н.А. Кучина была нашим куратором, а научным консультантом — профессор МГПИ И.Ф. Ушаков.

Большую практическую помощь (материальную и моральную) оказал ректор МГПИ Э.К. Лявданский. Но главная работа по изготовлению стендов, витрин и их оформлению легла на плечи инженера Николая Крапивина, художника Александра Глущенко и фотографа Юрия Воронцова.

А в октябре 1991 года экспертная комиссия Мурманского областного краеведческого музея, ознакомившись с материалами музея МГПИ, сделала следующее заключение: «Совокупность систематизированных коллекций подлинных исторических источников, собранных в музее, и его роль в учебно-воспитательном процессе Мурманского пединститута позволяет придать музею статус ВУЗОВСКОГО  МУЗЕЯ». О чем свидетельствует вскоре появившийся приказ ректора №76 от 6 ноября 1991 года.

В целях приведения деятельности музея МГГУ в соответствие с миссией гуманитарного университета его название было изменено на музей МГГУ «Кольский Север: история, культура, образование» (Приказ ректора №561-об от 19.12.2011 г.).
Вузовский музей — специфическое учреждение в сфере общественной деятельности, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Интеграция данных педагогики, психологии, социологии, истории и других наук привела к появлению специальной научной дисциплины — музейной педагогики. Одной из ее задач является создание предпосылок и условий для активизации познавательной деятельности посетителей, совершенствование их контактов с музейными предметами и организация восприятия заложенной в них информации. Для решения этой задачи в нашем музее используются различные экскурсионные и лекционные методики, проводятся музейные уроки, конференции, семинары, создаются условия для самостоятельной научной работы с музейными предметами. Они реализуются на основе экспозиции и имеющихся фондовых коллекций.

Большую помощь музею в организации экспозиции, выставок, коллекций оказывают учителя и выпускники школ, и, в первую очередь, преподаватели, студенты и выпускники МГГУ.

Работает секция конференции «Масловских чтений»

Основные направления работ «Кольский Север: история, культура, образование»:

Научно-поисковая работа включает в себя комплектование фондов музея и фондовую работу. Она заключается в сборе материалов — подлинных исторических источников.

Научно-исследовательская работа заключается в тщательном изучении, систематизации и подготовке к экспонированию собранных материалов, а также к использованию их в научной деятельности преподавателей и студентов. На сегодняшний день в инвентарных книгах музея зарегистрировано 7970 единиц хранения, в том числе основного фонда 3215, в экспозиции находится более 2 тысяч экспонатов. Это памятники материальной и духовной культуры края с дореволюционного периода, из которых значительный интерес представляют следующие коллекции:

- археологическая;
- предметы поморского и саамского быта;
- иконы XVIII−XIX вв. и церковные книги (самая старая 1817 года);
- бонистическая и нумизматическая;
- значков, медалей и памятных знаков;
- газет и журналов (дореволюционные издания, 30-40 гг.);
- плакатов;
- экспонатов военного периода (документы, фотографии, листовки, предметов).

Но большая часть музейного собрания — это материалы по истории народного образования края. Это коллекции:

- учебников (дореволюционные издания, 20-50 гг.);
- предметов школьного быта (с 1903 года);
- фотографий и негативов о школах края (с 1924 года);
- комплексы материалов по истории школ края;
- о деятелях народного образования области;
- по истории педагогического и рыбопромыслового колледжей, технического университета;
- материалов об учителях, погибших во время Великой Отечественной войны;
- по истории МГГУ.

На экспонаты основного фонда составляются научные паспорта, которые могут быть использованы в научной работе студентов. Так, изучение коллекции денежных знаков России позволило составить справочный материал «Деньги России об ее истории», который используется студентами при проведении занятий со школьниками.

Изучение материалов, поступивших в музей

Экспозиционная работа заключается в отборе материалов, содержательном и художественном оформлении стендов и витрин. Музей имеет экспозиционную площадь 45 кв.метров и отдельное помещение для обработки и хранения экспонатов. 15 витрин и 30 раздвижных стендов позволяют на сравнительно небольшой площади разместить более 2 тысяч экспонатов. Кроме того, в зависимости от проходящих мероприятий (встреч, выставок, конференций) витрины обновляются, оформляются новые планшеты и стенды. В коридорах корпусов вуза имеются объемные и плоскостные витрины, в которых демонстрируются выставки из собрания музея и личных коллекций.

К разделам экспозиции по истории края, имевшим место в школьном музее, прибавились новые: «Развитие школьного дела на Мурмане в 20-30 гг.», «Школы Мурмана во время войны», «Школы края в восстановительный период», «Мурманский государственный учительский институт (1939−1956)», «Мурманский государственный педагогический институт (1956−2002)», «Мурманский государственный педагогический университет (с 2002)», «Наши выпускники» и др.

По периметру верхней части стен зала расположены картины и макеты, соответствующие той или иной теме. Древняя история — лабиринты, макет камня с петроглифами, изображение Кольского острога; народное образование — портреты видных деятелей школьного дела. История МГГУ — галерея ректоров.

Одна часть экспозиции посвящена истории края, с которой неразрывно связана с история народного образования. На стендах представлены фотографии, документы и объемные экспонаты по археологическим памятникам, истории саамов, поморской культуре, войне 1941−1945 гг. на Мурмане.

В витринах представлена утварь, предметы быта, саамская и поморская одежда, иконы и церковные книги.

В открытой диораме выставлены предметы времен Великой Отечественной войны, найденные поисковиками школы №10 и студентами МГГУ в долине р. Западная Лица — оборонительном рубеже, где на протяжении всей войны велись кровопролитные бои. Это осколки снарядов, крыло фашистского самолета «Мессершмидт», каски, ручные гранаты и др. Здесь же в витринах уникальные документы и фотографии, личные вещи погибших бойцов, фронтовые письма.

Материалы по истории народного образования «красной нитью» проходят через всю экспозицию и занимают значительную ее часть: от церковно-приходских школ до сегодняшних элитарных образовательных учреждений и первого вуза на Кольском Севере — Мурманского государственного гуманитарного университета.

Фотографии первых учителей на Мурмане Г.Н. Петровой (представитель самой большой педагогической династии), М.А. Филянова, К.А. Гоман, А.А. Резановой, К.Н. и В.Н. Поповых и др.

Особое внимание экскурсантов привлекают предметы школьного быта 20−50-х годов: перьевые ручки, чернильницы-непроливашки, рабочие тетради по гигиене 1903 года и экзаменационные работы учащихся земского училища 1917 года, дореволюционные учебники, счетная техника (деревянные счеты, логарифмические линейки, арифмометры, первые калькуляторы, первый персональный компьютер) и многое другое, и, конечно, школьная парта, более 100 лет бывшая своеобразным символом дореволюционных и советских образовательных учреждений.

Ряд экспонатов рассказывают о деятельности мурманских школьников и учителей в годы войны. Школьники принимали участие в операции «Продовольствие» — экспедиции на острова Баренцева моря по сбору яиц морских птиц для госпиталей города, становились юнгами Северного флота и принимали участие в военных действиях. Многие из них, как и выпускники мурманских школ, поэт Александр Подстаницкий, Герой Советского Союза Анатолий Бредов в памяти родных навсегда остались юными.

Во время экскурсии со школьниками

Не вернулись с фронтов Великой Отечественной многие учителя: А.В. Коган, А.Д. Ахматов, И.А. Бушуев, Н.И. Исаков. И.Р. Устюжанинов, Я.А. Маслов, Б.И. Райхман, братья П.К. и А.К. Мокроусовы, Ф.М. Михеев и др. Они смотрят на посетителей с фотографий, их имена серебром вытеснены на мемориальной стелле при входе в музей, собраны воспоминания и военные письма.

Народное образование края в 60−70-е годы представлено фотоматериалами, документами, методическими пособиями, личными вещами, рассказывающими об учителях-новаторах Кольского края, среди которых по праву занимал первое место заслуженный учитель школы РФ, директор Мурманского ИУУ М.А. Погодин.

Часть экспозиции рассказывает об образовании коренного населения края — саамов, долгое время не имевшем своей письменности. Работа по ее созданию велась разными учеными многие годы. Но авторами нового саамского алфавита в 1985 году стали мурманские педагоги Н.Е. Афанасьева, Р.Д. Куруч, Е.И. Мечкина, А.А. Антонова, Л.Д. Яковлева, Б.А. Глухов.

Разнообразными материалами представлена в музее история МГГУ — первого вуза на Кольской земле. Он был открыт в 1939 году как учительский институт, в 1956 стал педагогическим институтом, в 2002 — педагогическим университетом. Над стендами по верхней части стены представлена портретная галерея всех ректоров нашего вуза, созданная студентами кафедры ИЗО факультета культуры и искусств.

Экспонаты на стендах и в витринах освещают разные стороны научной, культурной и общественной жизни МГГУ, фотографии ведущих преподавателей нашего вуза, учебная, научно-методическая и художественная литература, авторами которой являются преподаватели и студенты университета.

Презентация изданий музея МГПУ в областной библиотеке

Учебно-методическая работа заключается в получении и закреплении знаний по истории, отраслям духовной и материальной культуры края, но и в формировании у студентов ясных представлений о профессии, осознания важной роли учительского труда. Этому способствуют экскурсии, лекции и беседы для учащихся школ, студентов и учителей города и области.

Экскурсии тематические сквозные («История народного образования Кольского края»); тематические по отдельным историческим периодам и событиям («Археологические памятники», «Культура и быт поморов», «Саамы-коренные жители Кольского севера», «Война на Мурмане», «История школ области», «История МГПУ» и др; учебные экскурсии и уроки проводятся для учащихся и студентов с целью углубления пройденного материала («Первобытно-общинный строй», «Культура России в XVII − первой половине XVIII века», «Война на Мурмане», «Интервенция в крае»); методические экскурсии и занятия проводятся со студентами, квалифицирующимися по музееведению, педагогами, методистами внешкольных учреждений, руководителями школьных музеев.

Одним из видов образовательной деятельности музея являются индивидуальные консультации со школьниками, студентами и преподавателями, которые используют материалы музея для научной работы — докладов, рефератов, курсовых и дипломных проектов.

Научное описание экспонатов во время музейной практики

Выставочная работа предполагает создание стационарных и передвижных экспозиций определенной тематики.

Эта работа проводится, как в помещении музея, так и за его стенами — в разных корпусах университета. В музее экспонировались следующие выставки :

- фотомастеров г. Мурманска (4 ежегодные выставки);
- военной миниатюры из коллекции выпускника В.В. Рябкова;
- дореволюционной поморской фотографии «Поморский альбом»;
- флористических работ отличника просвещения В.Н. Ушаковой;
- истории физико-математического факультета;
- к 60-летию историко-филологического факультета;
- фотовыставка «МГПИ: кадры из жизни»;
- «Летняя педпрактика студентов МГПУ»;
- «История школы на Мурмане» (совместно с обл. краеведческим музеем);
- «Русская икона» (совместно с обл. художественным музеем);
- «Взаимодействие народов на Севере: 1945−1960 годы» (международный проект); 
- «Этих дней не смолкнет слава» (мемориальная фото-выставка);
- «Экспонаты рассказывают...» и др.

Ежегодно часть музейных предметов используется на выставках за пределами университета — в областном краеведческом и художественном музеях, библиотеках и школах города.

Обсуждение выставки «Летняя практика»

Научно-просветительская работа включает в себя проведение экскурсий и лекций встречи в музее, а также издательскую деятельность, выступления по радио и телевидению.

В целях воспитания и просвещения в музее проводятся обзорные экскурсии, которые знакомят со всей экспозицией музея и специализированные, где используется материал напрямую не связанный с тематикой музея, например, по отраслям духовной и материальной культуры, по истории города и пр. («Храмы Севера», «Северная икона», «Рождение Мурманска и его первые улицы», «Зеленый наряд Мурманска» и др. Две последние могут быть проведены непосредственно в городе на его улицах и в скверах, находящихся недалеко от школ, в которых студенты проходят педпрактику). Подобные экскурсии увеличивают масштаб деятельности нашего музея.

Распространенной формой образовательной и воспитательной работы музея, являются лекции. Они организуются сотрудниками музея и студентами в самом музее («Экологическое воспитание школьников», «Историко-природный маршрут в центре Мурманска», «Дикорастущие растения в городе»), на экологических тропах города, в школах.

Музейно-педагогический подход необходим при проведении таких форм массовой работы, как научно-практические и международные конференции, встречи ветеранов педагогического труда, ветеранов Великой Отечественной войны. На этих встречах непременно присутствую студенты, которые, общаясь с ветеранами, получают интересную информацию по многим вопросам истории.

Издания музея МГПУ

С момента возникновения музея большое место в его работе занимает издательская деятельность. Во многом благодаря работе с его  материалами вышли в свет многие печатные издания: «Очерки истории народного образования Кольского края», «Педагогическая энциклопедия Мурманской области. ХХ век. История в лицах», «МГПУ в лицах (1939−2004)», учебные книги «Мой Мурманск», «Этих дней не смолкнет слава», журналы «Наука и бизнес на Севере» (посвященный заведующему кафедрой русского языка и литературы в 50−60-е годы, диалектологу И.В. Меркурьеву), «Созвездие МГПУ» (посвященный лучшим преподавателям, которые стояли у истоков нашего университета, кто продолжает его лучшие традиции сейчас), с 2000 по 2011 годы музей выпускал региональный психолого-педагогический журнал «Наука и образование» (ежегодный вестник Мурманского отделения АПСН РФ).

В 2010 году вышел 11-й номер журнала «Наука и образование», в котором, наряду с материалами по истории города, опубликованы статьи по актуальным проблемам воспитания, обучения, образования. Его важнейшие рубрики «Духовность и время», «Региональный компонент», «История педагогики и психологии», «Ученые Заполярья», «Деятели народного образования Кольского края», «Новости, Обзоры. Информация» и др. рассчитаны на широкую педагогическую общественность нашей области. В журнал вошли ранее не публиковавшиеся воспоминания и исследования о Великой Отечественной войне.

Издана иллюстрированная книга − мини-энциклопедия по городу «Мурманск и мурманчане в потоке времени», в которой по годам перечислены все значимые в жизни города события, а также набор открыток члена фотохудожников РФ Юрия Воронцова «Прогулки по Мурманску».
В 2011 году сотрудники музея выпустили монографию об истории вуза «Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету».

В стенах музея снимаются фильмы университетского учебного телевидения о ветеранах-педагогах, учебные фильмы, передачи мурманских теле-радио компаний.

Популярность музея растет и за пределами университета, о чем свидетельствует постоянное увеличение экскурсий школьников всех возрастов и гостей города. Ежегодно музей посещают более 3 тысяч человек, проводится более 100 мероприятий.

Музей «Кольский Север: история, культура, образование» активно развивается и заинтересован в обмене полезной информацией и опытом с другими музеями, учреждениями и частными лицами. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто любит наш вуз, бережно относится к его традициям, уважает и ценит его прошлое и настоящее.

 

Куратор музея - Дранишников В.В., доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.


Адрес музея: 183038, г. Мурманск, ул. Егорова, 16, ауд. 320.
Тел.: 21-38-66

Электронная почта: muzeum@mshu.edu.ru