Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Главная arrow Страницы истории
Страницы истории

История Мурманского государственного педагогического университета, первого и старейшего вуза на Кольской земле — это целая эпоха не только в истории народного образования города, но и всей Мурманской области. Трижды за свою многолетнюю историю вуз менял свой статус, но неизменно рос и совершенствовался, что выражалось, прежде всего, в появлении и развитии в нем научной среды, опытных и высококвалифицированных педагогов. Во все этапы своей истории вуз готовил специалистов не только для народного образования, но и для других сфер деятельности, решающих политические, научно-технические, социальные, культурные задачи нашего региона.
 

Мурманский педтехникум в газетах 1930-х гг.

Мурманский учительский институт. МУИ (1939-1956 годы)

Социально-экономические процессы, происходившие в стране в 30-е годы, нашли яркое отражение в жизни населения Кольского края. Индустриализация Севера и проведение быстрых преобразований в крае в предвоенные годы вызвали огромный рост населения. Однако школьное строительство в городах и поселках осложнялось нехваткой кадров учителей. Педагогический техникум, который работал в Мурманске в тридцатые годы, не мог решить эту проблему, так как он готовил учителей начальной школы. Поэтому в 1939 году правительство принимает решение, во многом определившее успехи развития народного образования в Кольском крае: в Мурманске был открыт двухгодичный вечерний учительский институт, который вскоре становится дневным. Днем рождения вуза считается 13 ноября 1939 года. Перед новым институтом поставили задачу обеспечить школы Мурманской области учителями для работы в 5-7 классах общеобразовательных школ. Двухгодичный курс обучения в институте хотя и не давал высшего образования, но обеспечивал ускоренную подготовку учителей для среднего звена школы, что было крайне необходимо в условиях введенного в нашей стране всеобщего 7-летнего образования.

Коллектив сотрудников МУИ

В институте было открыто три отделения: физико-математическое, историко-филологическое и химико-биологическое (в дальнейшем естественно-географическое). Кроме того, действовали ускоренные курсы и заочная подготовка учителей. Первоначально в институте училось всего 75 человек. Преподавателями до войны были лучшие учителя города: А.А.Преображенский, Ш.И.Джалагания, П.П.Спасибенко, А.В.Коган, А.Г.Бессонова и др.

Но вскоре процесс становления и развития вуза был прерван Великой Отечественной войной. Лишь в 1944 году МУИ возобновил свою работу. В первые послевоенные годы возможности вуза были весьма ограничены: из-за нехватки преподавателей и материального обеспечения не приступило к работе естественно-географическое отделение, в институте насчитывалось лишь 5 учебных аудиторий, в которых работало 17 преподавателей и обучалось 87 студентов при плане 125 человек.

Институтская библиотека располагала фондом в 20 тысяч томов и небольшим читальным залом. У института не было своего спортивного зала. Тем не менее, институт развивался: были приглашены специалисты из Москвы и Ленинграда, вводились новые спецкурсы, на отделениях впервые появились кафедры: марксизма-ленинизма (А.А.Бурский), русского языка и литературы (Н.И.Маковская), педагогики и психологии (П.Я.Киселева), математики (Л.М.Фокеев), физики (А.Н.Шилов), военно-физической подготовки (Г.С.Стасюкевич). Кроме учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики, сразу после войны институт стал готовить учителей физкультуры.

Постепенно появлялись и оснащались различной техникой лаборатории и кабинеты. Стали проводиться занятия по машиноведению, изучению киноаппарата и фотографии.

Очень насыщенной была культурная и спортивная жизнь студентов: культпоходы в театр, встречи с интересными людьми, диспуты, спортивные соревнования… Неудивительно, что вскоре учительский институт стал авторитетным и любимым учебным заведением молодежи Заполярья. Этому во многом способствовали руководители учительского института, лучшие учителя и организаторы школ города в то время: Марк Эмманилович Израэлит (1939-1940), Николай Никонорович Косяков (1940-1941), Семен Захарович Захаров(1944-1945), Всеволод Васильевич Сигов (1945-1951), Михаил Филиппович Филиппов (1951-1956). А также преподаватели, не только хорошо знающие свои предметы, но и владеющие методикой их преподавания. Это И.Т.Демидов, Л.М.Фокеев (математика), А.И.Седина (педагогика и психология), А.П.Погодина (математика и методика ее преподавания), В.А.Борисенко (физика), Г.С.Клеткина, В.Я.Костин и М.С.Степанова (история), З.И.Шашкова, Л.И.Житенева и Г.Н.Петрова (русский язык и литература), И.Л.Любинский (зав.кафедрой русского языка и литературы, единственный в институте кандидат наук), Л.А.Тарасов (начальник курсов медицинской подготовки и гражданской обороны) и многие другие.

К середине 50-х годов институтом было подготовлено около пятисот учителей. Его выпускники работали не только в Мурманской области, но и направлялись в другие регионы страны. В нашей стране получили известность мурманские учителя — выпускники учительского института: С.А.Вирин, Е.Ф.Келина, К.Н.Петров, М.Ф.Николаева, М.Н.Новокрещенова, В.Е.Андреев, Н.Ф.Стеклова и др.

Некоторые его выпускники стали известными руководителями регионального уровня: З.Г.Избицкая и Ф.М.Рыжов в разное время возглавляли областной отдел народного образования; Л.М.Клюшева была начальником областного Управления культуры; А.А.Родин заведовал мурманским гороно; И.И.Портнягин стал главным редактором областной газеты «Полярная правда».


 

Мурманский государственный педагогический институт. МГПИ (1956-2002)

Первый выпуск студентов-заочников ФМФ МГПИ

В 50-х годах в условиях перехода ко всеобщему 8-летнему обязательному образованию была поставлена задача обеспечить среднюю школу учителями с законченным высшим образованием. Многие учительские институты были преобразованы в педагогические, которые предусматривали уже 5-летний срок обучения. В их число вошел и Мурманский учительский институт: 7 февраля 1956 года Совет Министров РСФСР отдал распоряжение о его реорганизации в педагогический институт.

Преподаватели МГПИ

Отделения института были преобразованы в факультеты: историко-филологический и физико-математический. Развивалась учебная инфраструктура. В 1959 году был организован факультет учителей начальных классов, который, сделав два выпуска, вынужден был прервать свою работу, а воссоздан лишь в 1978 году. В 1973 году появилась первая в истории вуза специальность, направленная на изучение иностранного языка — «История и английский язык». Позднее появились другие новые специальности и факультеты: дошкольного воспитания (1989), факультет повышения квалификации руководителей народного образования (1991), факультет иностранных языков (1994), естественно-экологический факультет (1998), факультет художественного образования (1999).

На новый качественный уровень поднялась научная работа в вузе. Уже в конце 60-х годов профессора МГПИ А.А.Киселев и И.Ф.Ушаков стали авторами многих научно-популярных книг, учебных и методических пособий по истории Кольского Севера с древнейших времен до современности. Традиции, заложенные ими, активно продолжаются их учениками.

В эти же годы вузовские ученые кафедры математики заявили о себе как люди, имеющие высокий научный потенциал. Это И.Т.Демидов и Б.Е.Вейц, вошедшие в состав авторского коллектива под руководством академика А.Н.Колмогорова для работы над учебником для 9-10 классов «Алгебра и начала анализа», который выдержал 11 изданий. По этой книге занимается не одно поколение учащихся нашей страны!

Под руководством доцента МГПИ И.Л.Любинского (впоследствии профессора) в 60-е годы стало разрабатываться новое направление в теории воспитания — театр как средство образования и эстетического воспитания школьников. Своеобразным продолжением тех исследований стало основанное позже профессором Л.С.Беляевой направление в обучении — этнопедагогика. Весьма авторитетным в педагогических кругах России признается и имя профессора А.Н.Зиминой, специалиста в области музыкального обучения и воспитания.

Другим научным направлением МГПИ стало литературное и лингвистическое краеведение, основы которого были заложены в 70-е годы стараниями профессора В.Н.Шейнкера, доцента И.С.Меркурьева и доцента Л.Т.Пантелеевой.

В 1959 году защищает докторскую диссертацию и становится первым доктором наук нашего вуза А.М.Шнитман, который впоследствии примет участие в создании коллективного труда «История Болгарии», изданного Институтом славяноведения АН СССР.

В 1962 году при педагогических институтах Российской Федерации, в том числе и в МГПИ (усилиями доцентов И.Л.Любинского и Л.Т.Пантелеевой), открылись факультеты общественных профессий. Их целью было подготовить студентов к воспитательной культурно–просветительной работе, дав им вторую дополнительную профессию. Занятия на этих факультетах не входили в обязательную программу вуза. Но если студент решал закончить одно из отделений факультета, то за два–четыре года он получал вторую общественную профессию — тренера, руководителя кружка самодеятельности, режиссера школьного театра и т.д. Таким образом, в институте были созданы следующие отделения ФОПа: драматическое, художественного чтения, хореографии, вокальное, хоровое, кино, спортивное, искусствоведения, музыкальное, бальных танцев, медсестер и др. Со студентами занимались опытные специалисты — работники театров и студии телевидения, преподаватели музыкального училища, педагогического института, врачи.

Фото из диалектологической экспедиции МГПИ

В 60-90-е годы наши студенты были участниками интереснейших фольклорных, диалектологических (рук. доценты И.С.Меркурьев, Г.А.Голотина) и археологических экспедиций, в одной из которых в 1997 году наш первокурсник Юрий Иванов с сотрудниками Ревдинского краеведческого музея сделал мировое открытие — обнаружил уникальные наскальные изображения (петроглифы) в районе Канозера.

Все бывшие студенты МГПИ до сих вспоминают практику в инструктивных лагерях, во время которой они получали знания по основным вопросам не только теории и методики пионерской работы, возрастной психологии и педагогики игровой деятельности, но и конкретные навыки работы. Это были занятия в кружках выжигания, мягкой игрушки, разучивание песен, танцев, спортивных игр, подготовка концертов, инсценировок, приобретения навыков по туризму — все, что пригодится не только педагогам, но и будущим родителям. У истоков этой работы стояла С.Г.Орлова, которая привлекла к этой деятельности не только наших педагогов (Г.Б.Садовская, В.И.Мазуревич, В.В.Дранишников, В.У.Плюхин, Ю.Б.Богун, В.Т.Русаков, Г.С.Рябченко и многих др.), но и педагогов школ и внешкольных учреждений города.

В 1961 году в МГПИ было создано научное студенческое общество. Студенты разрабатывали много интересных и важных тем, подготовили 17 докладов, используя материалы музеев Мурманска, Москвы и Ленинграда.

На второй научной студенческой конференции в 1963 году было представлено уже 32 доклада. Высокую оценку получили выступления студентов А.Пустынцева (история), Т.Бурцевой (факультет начальных классов), Г.Патанина (физика), Э.Кулевича (методика преподавания физики).

В МГПИ работало много творческих объединений: студенческие театры под руководством доцента литературы кафедры Л.Т.Пантелеевой и заведующей этой кафедрой Л.Л.Ивановой (театр «Крыло попугая»). В мае 1986 года мурманчане и гости города увидели постановку «Слова о полку Игореве», показанную во время Дней славянской письменности в Мурманске, которые были возрождены в нашей стране. Активное участие в подготовке и проведении этого первого в нашей стране праздника приняли наши преподаватели: зав. кафедрой русского языка Н.Г.Благова и доцент кафедры литературы Л.Т.Пантелеева. В 90-е годы появились театры «На физмате» (рук. засл. артист РФ А.А.Водопьянов) и театр на факультете иностранных языков ТОФИЯ (рук.декан факультета В.Э.Черник). Из этих самодеятельных театров вышло немало талантливых актеров: Андрей Бабенко (актер кино), Владимир Равданович, Алексей Худяков, Алексей Воронин, Владимир Морев (Мурманский драматический театр), Тамара Лашина (кукольный театр), Алексей Макаров (театр Северного флота)… Хорошо известный в стране первый лауреат конкурса «Народный артист» Алексей Гоман тоже начинал свою сценическую деятельность в студенческом театре.

С 1978 по 1989 годы в институте работал научно-литературный кружок «Гусиные перья» (рук. доцент Г.А.Голотина), объединивший студентов, изучающих творчество писателей и поэтов ХIХ века, живопись, драматическое и балетное искусство, музыку, бардовскую песню и многое другое.

Лыжный спорт

Студенты МГПИ имели возможность участвовать в многообразной художественной и спортивной деятельности. Широко были известны в области и России художественные коллективы «Найнас» (рук. С.В.Телицына), «Мистер Браун», «Лира», «Талисман» (рук. Г.И.Шевченко). Десятки кубков, вымпелов и дипломов получали наши спортивные команды по туризму и спортивному ориентированию, баскетболу, волейболу, конькобежному спорту, лыжам, фитнесс-аэробике.

Совершенствовалась техническая база МГПИ. Еще в 70-х годах при активном участии зав. кафедрой иностранных языков Н.П.Андреевой были смонтированы три лингафонных кабинета и устроена фонотека. Тогда же по инициативе зав. кафедрой физики Ю.А.Бутылева в институте появилось студенческое конструкторское бюро. В конце 80-х годов в институте заработало учебное телевидение, которое было «детищем» руководителя отдела ТСО Н.Б.Крапивина и инженера А.Н.Вовненко. В эти же годы были закуплены два компьютерных класса серии «Yamaha MSX» и под руководством профессора Г.Г.Матаева началась подготовка учителей информатики. В начале 90-х годов в стенах вуза стал работать музей истории народного образования Кольского края, созданный в конце 60-х годов в мурманской СШ-10 выпускником МГПИ, учителем истории, ныне д.п.н., профессором кафедры педагогики заслуженным учителем РФ В.В.Дранишниковым.

В 80-х годах начинают развиваться международные связи. В 1988 году были установлены контакты МГПИ с Лапландским университетом Рованиеми (Финляндия), Полемологическим институтом Гронингена (Нидерланды), университетом Лулео (Швеция). В институт приезжали делегации из городов-побратимов Мурманска — Лулео, Рованиеми, Джексонвилла. В октябре того же года впервые группа мурманских студентов из 20 человек (МГПИ и МВИМУ) посетила американский город-побратим Джексонвилл. В мае 1991 года в г. Гронингене состоялся международный турнир женских команд по футболу (Германия, Дания, Голландия и СССР г. Мурманск). Большинство заполярной команды составляли наши студентки — Т.Адеева, И.Дьячкова, Л.Романенко, А.Туровская и др.(тренер В.Т.Русаков).

В 1981 году вышла книга профессора А.А.Киселева и доцента Т.А.Киселевой «Советские саамы: история, экономика, культура» на шведском языке в Шведском университете, а в 1988 и 1989 годах печатаются статьи профессоров МГПИ И.Ф.Ушакова и А.А.Киселева в норвежских сборниках "Varanger Arbok", статьи А.А.Киселева в финских изданиях и др.

В 1995 году был осуществлен совместный проект с Гронингенским университетом (учебная книга «Россия и Нидерланды: контакты и взаимное видение»), в 2001 году — с университетом г. Тромсе (учебное пособие «Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия: от первых контактов до Баренцева сорудничества»).

В конце 90-х годов началась работа по созданию единой информационной сети, ряд структурных подразделений и кафедр были подключены к сети Интернет.

В 90-е годы в вузе появился собственный редакционно-издательский отдел (рук. Ю.Ю.Александров), который имеет лицензии на полиграфическую и издательскую деятельность.

Стали издаваться периодические издания — журналы «Вестник Баренц-центра МГПИ» и «Наука и образование», а также студенческая газета «Планета МГПИ».

С конца 50-х годов в МГПИ развивается материальная база. Бывшее трёхэтажное здание, которое МУИ делило с педагогическим училищем, полностью перешло в распоряжение института. В 1961 году появился новый четырёхэтажный учебный корпус, а в 1965 году — шестиэтажное здание нового общежития, который позднее станет одним их факультетских корпусов. В 1987 г. был введен в строй еще один учебный корпус, а через несколько лет вуз получил и 9-этажное здание нового общежития.

Резко выросла численность студентов: если во второй половине 70-х годов в МГПИ обучалось полторы тысячи человек, то в конце 90-х — около шести тысяч.

На всех факультетах вуза велась подготовка и переподготовка специалистов широкого профиля по 28 специальностям. В штате состояли высококвалифицированные специалисты. Среди них ученые (профессора: Г.Г.Матишов, Б.Е.Вейц, Б.А.Голуб, И.Ф.Ушаков, А.А.Киселев, Д.Г.Левитес, Л.Н.Литвин, Е.Е.Маренич, Н.Н.Морозов, Л.Т.Пантелеева, В.П.Рачков-Апраксин, С.Ф.Тимофеев, Г.А.Урунтаева, В.Я.Шашков, И.А.Шпарковский и др.), а также педагоги и организаторы учебной и научной работы (А.П.Авдеев, Н.В.Алябьева, В.В.Артоболевская. И.А.Архип, Л.С.Беляева, Л.С.Вагинова, А.В.Воронин, Р.К.Гайнутдинов, Е.И.Голишникова, А.В.Гущина, С.В.Зотиков, О.Н.Иванищева, Л.Л.Иванова, М.Б.Ильичева, О.Г.Киевская, Т.А.Киселева, О.Ю.Климов, Т.В.Кузьмичева, О.Р.Лагутина, Н.И.Ливадний, О.М.Мартынов, И.А.Мещерова, Е.Г.Митина, В.В.Новицкий, Г.П.Нуриджанова, Н.В.Орлова, В.Р.Рыбкин, Н.А.Рычкова, В.Н.Самородов, Е.П.Сивков, И.А.Синкевич, А.А.Смага, Е.Р.Стаценко, С.В.Телицына, Е.Г.Трудкова, В.Э.Черник, И.М.Шадрина, В.А.Ярков и многие другие).

В институте появилась своя аспирантура по подготовке научно-педагогических кадров, Советы по защите кандидатских диссертаций по общей педагогике и отечественной истории. Была создана система учебных центров, оказывающих населению образовательные услуги.

МГПИ руководили первый ректор нашего вуза кандидат исторических наук Сергей Андреевич Смирнов (1956-1962), кандидат исторических наук Николай Александрович Дмитриев (1962-1977) и кандидат филологических наук Эдуард Константинович Лявданский (1977-2000), в период руководства которого институт развивался наиболее бурными темпами. С 2000 года ректором вуза становится доктор философских наук, профессор Рувин Израйлевич Трипольский, усилиями которого вскоре вузу был присвоен статус университета.


 

Мурманский государственный педагогический университет. МГПУ (с 2002 года)

На лекции

Высокопрофессиональный кадровый состав, значительная материально-техническая база института, открытие новых специальностей и увеличение числа факультетов в начале XXI века закономерным образом позволили изменить статус вуза. Вектор развития Мурманского педагогического университета в большей степени определяют гуманитарные науки, в результате чего вуз все более превращается в важнейший центр гуманитаризации в Заполярье.

Занятия по технологии и дизайну

В МГПУ была произведена реорганизация и созданы новые факультеты: социально-гуманитарный, педагогики и психологии, культуры и искусств, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, естественно-географический, филологии и журналистики, физико-математический, прикладной математики, программирования и экономики, специальной педагогики и психологии, технологии и дизайна.

В университете обучаются 4632 студента. В составе 30 кафедр и 15 научно-исследовательских лабораторий МГПУ работают 22 доктора и 128 кандидатов наук.

За последнее время в вузе открыты новые образовательные программы, в том числе по двухуровневой системе образования — создана основа для реализации Болонского соглашения. Это 13 новых направлений подготовки бакалавров, 3 направления подготовки магистров и 2 новые образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования.

В университете работает аспирантура по 10 научным специальностям: математическая логика, алгебра и теория чисел; физическая электроника; экология; отечественная история; социальная философия; русский язык; общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (математика и информатика, уровень профессионального образования); теория и история культуры (культурология); физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов.

Только за последние четыре года было выпущено 107 аспирантов. Процент аспирантов, защитивших диссертации, составляет 34,2%. За это же время преподавателями МГПУ было защищено 8 докторских и 52 кандидатские диссертации.

В настоящее время доктора наук МГПУ входят в три региональных докторских совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям: 130001 общая педагогика, история педагогики и образования; 130008 теория и методика профессионального образования; 100101 русская литература; 100201 русский язык; 090011 социальная философия; 220004 социальная структура, социальные институты и процессы.

За последние годы вузовская наука вышла на более высокий уровень. Преподаватели МГПУ активно занимаются научно-исследовательской работой, издают книги, учебники и статьи, участвуют в научных конференциях, в том числе международных.

Ученые МГПУ сотрудничают с крупными научными центрами и ведущими вузами России: Институтом всеобщей истории РАН, РГПУ им. А.И. Герцена (в котором работают и наши выпускники, ныне доктора наук Н.Ф.Голованова и Г.Г.Хамов), Петрозаводским и Поморским государственными университетами.

Научная работа в музее

Наши ученые активно участвуют в исследованиях по грантам федеральных целевых программ, Министерства образования РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда Сороса, Баренц-секретариата и др.

В системе научно-исследовательской работы студентов МГПУ насчитывается 16 кружков, 39 групп, 5 студенческих лабораторий, а также студенческое научное общество. Только за 2008 год молодые ученые завоевали 185 наград. Среди них дипломы лауреатов III Всероссийского социологического конгресса (Ольга Маринина и Татьяна Мулина); лауреата III степени (Ольга Сверчкова) и лауреата I степени, как лучшего дизайнера молодежной моды (Глеб Коган), международного конкурса детского и юношеского творчества «Кремлевские звезды», которые даже получили сертификат продукта, имеющего социальную значимость. Престижной наградой для МГПУ явился диплом Всероссийского открытого конкурса за высокие научные результаты в номинации «Полиграфия и книгоиздательство», который получила Татьяна Батова за работу, посвященную методике создания рекламного сообщения на основе фотоснимка. В ноябре 2008 года студентка группы БЖД-03 Анастасия Давыдова была награждена дипломом II степени и свидетельством звания «Лауреат VI Всероссийского молодежного заочного конкурса научно-исследовательских работ «ЮНЭКО-2008».

Научные материалы печатаются в ежегодных сборниках «Ушаковские чтения» и «Масловские чтения», в университетском сборнике «Молодая наука Заполярья» и межвузовском «Естественно-научные проблемы Арктического региона» (совместно с Полярным геофизическим институтом), в вестниках Мурманского отделения АПСН «Наука и образование», издании «Вестник Баренц-центра» и др. С 2004 по 2008 годы учеными МГПУ издано 55 монография и 241 учебное пособие. За последний год опубликовано 648 научных статей. В течение пятилетнего периода осуществляется регулярный выпуск 11 серийных изданий «Ученых записок МГПУ». Большая часть этих изданий выпускается на собственной полиграфической базе, которая была модернизирована и оснащена новейшей техникой в последние годы.

В МГПУ создан первый на Северо-Западе России межрегиональный Центр специального образования, в задачу которого входят разработка и внедрение современных технологий в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

МГПУ осуществляет тесное сотрудничество в учебной и научно-исследовательской деятельности с Кольским научным центром РАН, с Мурманским морским биологическим институтом, с Институтом всеобщей истории РАН (г. Москва), Полярным научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии, Зоологическим институтом РАН (г. Санкт-Петербург), заповедником «Пасвик», Полярно-альпийским ботаническим садом-институтом, Мурманским океанариумом и др.

Прием в МГПУ делегации Генерального Консульства Франции в Санкт-Петербурге

Статус университета позволил поднять престиж вуза в глазах зарубежных партнеров, с которыми установлены прочные связи. Это:
 - Университет г. Гронинген (Нидерланды)
 - Северная Высшая школа г. Леуварден (Нидерланды)
 - Лапландский университет г. Рованиеми (Финляндия)
 - Политехнический институт г. Рованиеми (Финляндия)
 - Университет г. Тромсё (Норвегия)
 - Финнмарк колледж г. Альта (Норвегия)
 - Колледж г. Нарвик (Норвегия)
 - Шведский институт г. Стокгольма (Швеция)
 - Университет г. Лулео (Швеция)
 - Университет г. Джексонвилл (США)
 - Институт Гёте (Германия) и другие.

В рамках международной деятельности в МГПУ работают Французско-ресурсный центр, Центр немецкой литературы, Баренц-клуб. В вузе создан филиал кафедры "ЮНЕСКО" по педагогическим наукам РГПУ им. А.И.Герцена.

В МГПУ регулярно читают лекции и проводят семинары профессора из многих зарубежных университетов. Ученые вуза совместно с коллегами из зарубежных университетов работают над научными и научно-образовательными проектами.

Студенты имеют возможность по различным программам студенческого обмена выезжать в Нидерланды, США, Норвегию, Финляндию и другие страны. Они участвуют в реализации таких проектов и программ, как международная программа «PRIED»; международные проекты «Актуальные проблемы детей и подростков Арктического региона», «Летняя школа социальной работы» детская деревня «Киндердорф» (г. Кандалакша), региональный проекты «Луч добра», «Кольская энциклопедия», «Воды Севера» и др.

Студенческий добровольный спасательный отряд

В университете с октября 2004 года успешно функционирует подразделение Всероссийского студенческого корпуса спасателей — студенческий добровольный спасательный отряд МГПУ, неоднократный участник совместных учений аварийно-спасательных служб города и области, соревнований отрядов России и Европы.

В 2005 году состоялись учения по ликвидации разлива на территории автоколонны №1118 в г. Мурманске.Тогда группа студентов СДСО МГПУ впервые была привлечена для испытания сорбирующих средств при ликвидации разливов нефтепродуктов.

В апреле 2006 года были проведены первые совместные учения Студенческого спасательного отряда МГПУ и поисково-спасательного отряда МЧС России, в ходе которых студенты приобрели опыт взаимодействия с профессиональными спасателями при проведении поисково-спасательных работ, узнали особенности организации совместных учений. Тогда на заброшенной стройке на улице Кооперативная наши студенты впервые продемонстрировали базовые умения работать в условиях ЧС техногенного характера.

В 2006 году группа студентов, входящих в Студенческий спасательный отряд МГПУ, прошла курс подготовки добровольцев по программе Фонда дикой природы «Чистый берег!» в г. Вардё (Норвегия). Цель курсов — дать первоначальные знания, необходимые для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов всем, кто заинтересован в экологическом благополучии нашего края. Это событие широко освещала пресса, в частности «Российская газета», что говорит о высокой значимости проведенного мероприятия.

В мае 2007 года наш отряд принял участие в показательных учениях по очистке берега от нефтепродуктов в рамках международной конференции «Баренцевоморский Центр Обучения и Реагирования» центр международного сотрудничества стран и территорий Арктического региона в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Деятельность СДСО МГПУ во время этих учений получила высокую оценку норвежских и финских специалистов.

30 октября 2007 г. добровольный студенческий спасательный отряд МГПУ принял участие в тактико-специальных учениях аварийно-спасательных формирований Мурманской области по теме: «Организация и проведение аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории ЗАТО Скалистый».

24-25 апреля 2008 г. команда студенческого спасательного отряда МГПУ участвовала в тактико-специальном учении совместно со специалистами ГУ МЧС России по Мурманской области по теме «Организация и проведение аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории промышленного объекта, а также организация и проведение поисково-спасательных работ в лавиноопасном районе и на водном объекте».

В июне 2005 года команда нашего отряда впервые приняла участие во II региональных соревнованиях по Северо-Западу России среди студенческих спасательных отрядов, г. Вытегра Вологодской области, а в августе 2006 года в г. Приозерск Ленинградской области состоялись XII открытые международные соревнования «Кубок Северной Европы - 2006», где СДСО МГПУ занял 4 место.

В августе 2008 году состоялись XIII открытые региональные соревнования по многоборью спасателей поисково-спасательных подразделений МЧС России на кубок Героя России Ю.Л.Воробьева, где наша команда, состоящая из 8 человек (включая двух девушек) приняла участие и показала достойный результат.

Баскетбольная команда МГПУ

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа организована на базе спортивного клуба «Олимпия», в котором действуют многочисленные секции: фитнесс-аэробика, волейбол, баскетбол, плавание, футбол, настольный теннис, лыжные гонки, туризм, бадминтон.

Занятия в плавательном бассейне

Среди преподавателей и студентов МГПУ много известных спортсменов - победителей российских и международных соревнований (чемпионатов Европы, Кубков мира, Олимпийских игр, Праздников Севера и пр.) Это профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний МГПУ Ф.А.Щербина, член Ассоциации ветеранов легкой атлетики, неоднократный победитель мировых первенств по легкой атлетике среди ветеранов; декан факультета ФК и БЖД, заслуженный работник физической культуры РФ О.Г.Киевская, руководитель одной из сильнейших команд России по фитнесс-аэробике «Аэроденс»; доцент кафедры дошкольного и начального воспитания Н.В.Алябьева, мастер спорта по лыжным гонкам, чемпионка марафона 65-го традиционного Праздника Севера, член областной федерации лыжного спорта, ветеран спорта России; ст. преподаватель кафедры теории и методики преподавания физкультуры и спорта И.В.Архипов, почетный турист России и др.

Олимпийская чемпионка Л.Круглова

Это выпускники и студенты вуза: Л.Мухачева (лыжные гонки, Олимпийская чемпионка 1972 года), Л.Романенко (лыжные гонки), С.Рожков (биатлон), И.Дъячкова (биатлон), Л.Круглова (легкая атлетика, Олимпийская чемпионка 2004 года), С.Паршков (биатлон), Л.Соломатина (биатлон), О.Воробьева (биатлон), С.Карякин (биатлону), Н.Карпушенко (кикбоксинг), И.Лазарев (натурбан), А.Егоров (натурбан), В.Алехин (натурбан), А.Гусак (конькобежный спорт) и др.

В настоящее время на факультете обучаются 9 спортсменов экстра-класса: М.Акудович (натурбан), Александр Качановский и Карина Лебедева (биатлон), Екатерина Боброва, Александра Третьякова, Елена Малышева, Елена Зарецкая, Зинаида Юрковская, Елена Оводкова (фитнесс-аэробика).

Выступает

Сборная команда МГПУ по фитнес-аэробике «Аэроденс», входящая в состав сборной команды страны, является многократным победителем чемпионатов России, Европы и Мира.

В университете организована туристская группа «Пилигрим», которая участвует в спортивных и военно-патриотических мероприятиях: походах и экспедициях по местам боев, встречах с ветеранами войны, слетах и др. Участники группы неоднократно становились победителями на областных соревнованиях по туризму, а работа с ветеранами позволяет им глубже понять и изучить моменты истории Великой Отечественной войны на Кольском полуострове.

Кабинет ИЗО

Среди преподавателей, сотрудников и выпускников МГПУ есть писатели и поэты (преподаватели Н.И.Ливадний, А.Н.Кохичко, Т.Агапова, выпускники, члены Союза писателей России Анатолий Подольский, Владимир Петруничев, Дмитрий Ермолаев, член Союза журналистов России Дмитрий Коржов, редактор отдела издательского Дома «КП» Наталья Андреассен, редактор «КП» в Мурманске Алексей Бакуменко, Василий Рябков, Кира Велигина, Татьяна Брицкая, редактор молодежного сайта «Чердак» Дмитрий Качалов и др.), композиторы (зав.кафедрой, доцент Г.И.Шевченко, заслуженный работник культуры В.М.Ковбаса, выпускник Максим Тавриков), художники (заслуженный художник РФ Виталий Бубенцов и члены Союза художников РФ Анатолий Шаковец и Анна Бызова), артисты (заслуженный артист РФ А.А.Водопьянов, народный артист РФ В.П.Ерасов, выпускница Екатерина Ефремова и др.), член Союза фотохудожников России Ю.А.Воронцов и др.

Выставка студенческих работ

В МГПУ предоставлены большие возможности для развития творчества: участие в играх «Что? Где? Когда?», КВН, вокально-инструментальных ансамблях («Северные акварели» рук. к.п.н. Г.И.Шевченко, «КЛюП» рук. д.п.н. Д.Г.Левитес и др.), хорах, спектаклях… Студенты и выпускники нашего вуза поставили уникальные музыкальные спектакли на иностранных языках — это «Нотр-Дам де Пари», «Ромео и Джульетта» и «Сестра Линда», которые увидели не только мурманчане, но и жители области.

Выпускницы нашего вуза Елена Мусихина и Елена Павлова были победительницами конкурса «Краса Мурманска» в 2002 и 2003 годах. Обе успешно выступили на общероссийском конкурсе, завоевав титулы «Мисс Грация России 2003» и «Мисс зрительских симпатий 2004». Студентка МГПУ Ксения Щербакова удостоена звания «Краса Заполярья 2007».

Студенческий театр

В нашем вузе на протяжении многих лет работает студенческий театр зарубежной драмы «Нордика» (рук. к.п.н. М.А.Кириллова), который ежегодно готовит по два новых спектакля. В его репертуаре пьесы У.Шекспира, Ростана, О.Уайльда, Лопе де Вега, Г.Ибсена, Б.Шоу. На высоком профессиональном уровне театр готовит концертные программы, посвященные народным английским, шотландским и скандинавским балладам и песням, а также английской рок-классике (песни "Beatles"). В них принимают участие педагоги из Великобритании, Норвегии, Швеции.

Почетные профессора МГПУ

Наш вуз гордится тем, что три наших преподавателя удостоены звания почетного гражданина города-героя Мурманск — Владимир Евгеньевич Андреев, Иван Федорович Ушаков и Алексей Алексеевич Киселев.

Среди наших выпускников много известных педагогов, ученых, организаторов народного образования, политиков: В.В.Сериков, Н.Ф.Голованова, Г.Г.Хамов, Б.С.Коган, В.Ф.Костюкевич, Е.В.Закондырин, П.А.Сажинов, Н.В.Сигин, Н.В.Чудинова и многие другие.

В истории нашего вуза и всего народного образования края особое место занимают представители педагогических династий и семей, которые работали и работают в нашем вузе. Это династии Петровых, Филяновых, Чуниных, Демидовых, Бернацких, а также представители семей Цикиных, Добродицких, Скиотис, Киселевых, Белошистых, Беляевых, Михеевых, Нуриджановых, Балакшиных, Борисовых, Щербина, Маренич и многих др.

Сотрудники библиотеки МГПУ

Значительно улучшилась материально-техническая база МГПУ. Сегодня университет имеет 5 учебных корпусов, общежитие для преподавателей и студентов на 520 мест, библиотеку, ставшую одной из крупнейших в области (4 абонемента, 3 читальных зала, 305491 экз. книг и журналов); музей, в котором хранится более 6 тысяч экспонатов; актовый и концертный залы, два спортивных зала, тренажерный комплекс, лыжную базу, плавательный бассейн, учебно-научную базу на берегу реки Тулома), 636 современных компьютеров. МГПУ подключен к международной компьютерной информационной сети Интернет. Создана электронная библиотека вуза, обеспечен доступ пользователей к различным информационным ресурсам, в том числе к электронной базе данных диссертаций РГБ, к базам данных профессионального образования Мурманской области и губернии Лапландия и др.

Уже сегодня МГПУ готов вести обучение по 13 направлениям подготовки бакалавров и по 3 направлениям магистра, по 36 специальностям высшего профессионального образования, осуществлять послевузовскую подготовку по 10 научным специальностям, реализовывать программы дополнительного образования.
МГПУ стабильно и динамично развивается. Это отражается и в результатах комплексной проверки вуза, решением коллегии по аккредитации, подтвердившей статус университета нашему учебному заведению.

Плакат МГПУ

В настоящее время МГПУ традиционно представляет основу всех важнейших образовательных и научных процессов на Кольском Севере. Сегодня в Мурманской области лишь наш вуз обладает необходимыми кадрами для осуществления крупномасштабных исследований природы, истории и культуры Европейского Севера. Выпускники, получившие образование в нашем вузе, работают не только в учебных заведениях и органах управления образованием, но практически во всех сферах общественно-полезной деятельности — это известные ученые, политики, предприниматели, журналисты, писатели, спортсмены, артисты… Наш вуз с уверенностью смотрит в будущее и ждет выпускников школ, которые со временем внесут новые славные страницы в его биографию.

 

Мурманский государственный гуманитарный университет» ( с 3 сентября 2010 года)

Гуманитарная направленность вуза открыла новые перспективы в сфере подготовки бакалавров и магистров в области: физико-математического образования, естественных и гуманитарных наук, социальных наук, образования и педагогики, культуры и искусства, экономики и управления, сферы обслуживания. 

В 2011 году в структуре университета организован Центр сопровождения профессионального образования, целью которого является обеспечение доступности высшего и дополнительного профессионального образования инвалидам и лицам с ОВЗ для улучшения качества их жизни, а также создания доступной образовательной среды.

МГГУ, являясь ведущим центром гуманитарных исследований в Мурманской области, реализует исследовательские и конференционные проекты в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Научно-исследовательская лаборатория социологических исследований, созданная на базе МГГУ, работает в рамках научных грантов и хоздоговоров. Университет регулярно организует конференции и семинары, в которых принимают активное участие профессорско-преподавательский состав вуза, студенты и приглашённые специалисты.

Стали традиционными и приобрели широкую известность среди учёных России научно-практические конференции «Ушаковские чтения» (история) и «Масловские чтения» (филология).
Действующие на базе МГГУ научно-методологический семинар «Гуманитарный Университет: Человек и Север» и Мурманское отделение Российского философского общества способствуют выстраиванию общих методологических полей как внутри университета, так и на основе межвузовской кооперации.
В университете создана разветвлённая и многоступенчатая система подготовки научных кадров. На базе вуза действуют аспирантура и докторантура. С целью развития научно-педагогического потенциала и совершенствования подготовки преподавательских кадров высшей научной квалификации, в МГГУ была разработана и принята Программа поддержки научных исследовательских проектов «Доктор наук». На базе МГГУ организовано Студенческое научное общество.

Гордостью университета является коллектив научно-педагогических работников: 28 докторов наук и профессоров, 116 кандидатов наук и доцентов, многие из которых награждены знаками отличия в сфере образования, науки, культуры и спорта за выдающиеся заслуги, связанные с достижениями в профессиональной трудовой деятельности.

В 2013-14 учебном году успешно реализован проект «Публичные лекции в МГГУ», организованного при поддержке Правительства Мурманской области.

По итогам Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России – 2013», в котором участвовал МГГУ, в число лучших вошли программы «010501.65 Прикладная математика и информатика», «030401.65 История», «030601.65 – Журналистика», «040201.65 – Социология», «050102.65 – Биология», «050103.65 – География», «050201.65 – Математика», «050303.65 – Иностранный язык», «050101.65 – История», «050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям)», «050703.65 – Дошкольная педагогика и психология», «050706.65 – Педагогика и психология», «050711.65 – Социальная педагогика».

Международная деятельность в МГГУ тесно связана с региональными потребностями. В рамках сотрудничества МГГУ и вузов Норвегии и Финляндии в образовательной сфере осуществляется курирование международных программ бакалавриата и магистратуры. Так, в МГГУ в сотрудничестве с Университетом Нурланда реализует программу международной магистратуры «Границеведение», в сотрудничестве с Лапландским университетом и Университетом Оулу осуществляет разработку международной магистерской программы в сфере социальной работы в рамках Баренц-трансграничного университета.

Для  реализации инновационной деятельности в МГГУ открыты и развиваются новые структуры:
• Инновационный бизнес-центр
• Центр творческих индустрий «Северное сияние» (ЦТИ)
• Общеуниверситетская учебная компьютерная лаборатория (ОУКЛ)
• НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «ЛИДЕР»
• Лингвистический центр
• Отдел инновационного развития

Университет широко применяет инновационную деятельность для подготовки и переподготовки и повышения квалификации специалистов в новых экономических условиях.
В университете созданы благоприятные условия для гармоничного развития студентов, воспитания из них не только нужных стране специалистов, но и достойных граждан России. Студенты и преподаватели МГГУ активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, творческих конкурсах, интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», КВН.  Многие из этих мероприятий стали традиционными и проводятся ежегодно. В университете ведется активно работа по социальной поддержке студентов и аспирантов.
Путь МГГУ сегодня – это путь к созданию современного европейского университета на Крайнем Севере, стратегия международной деятельности которого целиком и полностью определяется принципами Болонской декларации и постепенным вхождением в «Европу знаний».




Профессиональная переподготовка

Прием на заочную форму обучения