Главная arrow Празднуем семидесятилетие! arrow Хроника развития: МУИ

На главную

Поздравления

Программа празднования

Университет сегодня

Хроника развития
 • МУИ
 • МГПИ
 • МГПУ

История в лицах
 • Ректоры МГПУ
 • Почетные     граждане
 • Очерки     к 70−летию
 • Воспоминания     о ветеранах

Книги о МГПУ

Преподаватели

Выпускники

Фотогалерея

___

Пишите нам:
pedinfo@mspu.edu.ru

Мурманский учительский институт. МУИ (1939-1956 годы)

Мурманский педтехникум в газетах 1930-х гг. Социально-экономические процессы, происходившие в стране в 30-е годы, нашли яркое отражение в жизни населения Кольского края. Индустриализация Севера и проведение быстрых преобразований в крае в предвоенные годы вызвали огромный рост населения. Однако школьное строительство в городах и поселках осложнялось нехваткой кадров учителей. Педагогический техникум, который работал в Мурманске в тридцатые годы, не мог решить эту проблему, так как он готовил учителей начальной школы. Поэтому в 1939 году правительство принимает решение, во многом определившее успехи развития народного образования в Кольском крае: в Мурманске был открыт двухгодичный вечерний учительский институт, который вскоре становится дневным. Днем рождения вуза считается 13 ноября 1939 года. Перед новым институтом поставили задачу обеспечить школы Мурманской области учителями для работы в 5-7 классах общеобразовательных школ. Двухгодичный курс обучения в институте хотя и не давал высшего образования, но обеспечивал ускоренную подготовку учителей для среднего звена школы, что было крайне необходимо в условиях введенного в нашей стране всеобщего 7-летнего образования.

Коллектив сотрудников МУИ В институте было открыто три отделения: физико-математическое, историко-филологическое и химико-биологическое (в дальнейшем естественно-географическое). Кроме того, действовали ускоренные курсы и заочная подготовка учителей. Первоначально в институте училось всего 75 человек. Преподавателями до войны были лучшие учителя города: А.А. Преображенский, Ш.И. Джалагания, П.П. Спасибенко, А.В. Коган, А.Г. Бессонова и др.

Но вскоре процесс становления и развития вуза был прерван Великой Отечественной войной. Лишь в 1944 году МУИ возобновил свою работу. В первые послевоенные годы возможности вуза были весьма ограничены: из-за нехватки преподавателей и материального обеспечения не приступило к работе естественно-географическое отделение, в институте насчитывалось лишь 5 учебных аудиторий, в которых работало 17 преподавателей и обучалось 87 студентов при плане 125 человек.

Институтская библиотека располагала фондом в 20 тысяч томов и небольшим читальным залом. У института не было своего спортивного зала. Тем не менее, институт развивался: были приглашены специалисты из Москвы и Ленинграда, вводились новые спецкурсы, на отделениях впервые появились кафедры: марксизма-ленинизма (А.А. Бурский), русского языка и литературы (Н.И. Маковская), педагогики и психологии (П.Я. Киселева), математики (Л.М. Фокеев), физики (А.Н. Шилов), военно-физической подготовки (Г.С. Стасюкевич). Кроме учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики, сразу после войны институт стал готовить учителей физкультуры.

Постепенно появлялись и оснащались различной техникой лаборатории и кабинеты. Стали проводиться занятия по машиноведению, изучению киноаппарата и фотографии.

Очень насыщенной была культурная и спортивная жизнь студентов: культпоходы в театр, встречи с интересными людьми, диспуты, спортивные соревнования… Неудивительно, что вскоре учительский институт стал авторитетным и любимым учебным заведением молодежи Заполярья. Этому во многом способствовали руководители учительского института, лучшие учителя и организаторы школ города в то время: Марк Эммануилович Израэлит (1939-1940), Николай Никонорович Косяков (1940-1941), Семен Захарович Захаров(1944-1945), Всеволод Васильевич Сигов (1945-1951), Михаил Филиппович Филиппов (1951-1956). А также преподаватели, не только хорошо знающие свои предметы, но и владеющие методикой их преподавания. Это И.Т. Демидов, Л.М. Фокеев (математика), А.И. Седина (педагогика и психология), А.П. Погодина (математика и методика ее преподавания), В.А. Борисенко (физика), Г.С. Клеткина, В.Я. Костин и М.С. Степанова (история), З.И. Шашкова, Л.И. Житенева и Г.Н. Петрова (русский язык и литература), И.Л. Любинский (зав.кафедрой русского языка и литературы, единственный в институте кандидат наук), Л.А. Тарасов (начальник курсов медицинской подготовки и гражданской обороны) и многие другие.

К середине 50-х годов институтом было подготовлено около пятисот учителей. Его выпускники работали не только в Мурманской области, но и направлялись в другие регионы страны. В нашей стране получили известность мурманские учителя — выпускники учительского института: С.А. Вирин, Е.Ф. Келина, К.Н. Петров, М.Ф. Николаева, М.Н. Новокрещенова, В.Е. Андреев, Н.Ф. Стеклова и др.

Некоторые его выпускники стали известными руководителями регионального уровня: З.Г. Избицкая и Ф.М. Рыжов в разное время возглавляли областной отдел народного образования; Л.М. Клюшева была начальником областного Управления культуры; А.А. Родин заведовал мурманским гороно; И.И. Портнягин стал главным редактором областной газеты «Полярная правда».

Далее...