Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Методика профессионального обучения
 

1. Автор программы:                      Шадрина Ирина Михайловна

                                                   кандидат педагогических наук , доцент

 

 

 

 

 

 

 

2.Рецензенты:                   1.       Стаценко Елена Рудольфовна

                                                       кандидат педагогических наук, доцент,    

                                                       зав.кафедрой Технологии и дизайна МГПУ

 

        2.        Сергеева Ирина Алексеевна

 

 кандидат педагогических наук, доцент

            главный специалист областного  управления                                                                              образования Мурманской области

 

 

 

 

3. Пояснительная записка:

 

Методика профессионального обучения (МПО) является одной из важ­нейших дисциплин в подготовке педагога профессионального обучения, как будущего специалиста, способного решать дидактико-технологические про­блемы в учебных заведениях системы начального профессионального образо­вания.

Основной целью изучения курса «Методика профессионального обуче­ния» является подготовка будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического про­цесса в учебных заведениях системы начального профессионального образо­вания.

В основу курса МПО положено развитие профессионального методиче­ского мышления. Это будет достигаться за счет усиления в курсе процессуаль­ного аспекта деятельности педагога профессиональной школы, обеспечения вариативности лабораторно-практических работ и стимулирования индивиду­альной учебно-творческой инициативы студентов.

Кроме того, курс МПО выполняет связующую функцию между специ­альной технической и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естест­веннонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

- сформировать у студентов систему знаний о дидактических основах процесса теоретического и производственного обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования (ОУ НПО);

- сформировать у студентов знания, умения в осуществлении теорети­ческого и производственного (практического) обучения в ОУ НПО;

- обеспечить освоение технологии проектирования уроков теоретиче­ского и производственного (практического) обучения;

- сформировать у будущих педагогов профессионального обучения спо­собности комплексно и адекватно применять технические, педагогические, психологические и другие знания и умения при решении методических задач.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дис­циплины «Методика профессионального обучения».

Общая и профессиональная педагогика: Основы педагогики. Теория воспитания. Дидактика. Организация руководства профессиональными учеб­ными заведениями. Проектировочная деятельность педагога профессиональ­ного обучения.

Общая психология: Личность, ее структура. Познавательные процессы личности. Индивидуально-психологические особенности личности. Вопросы возрастной и педагогической психологии.

Возрастная физиология и психофизиология: Особенности подросткового возраста. Гигиена умственного труда. Рефлекторная теория психических про­цессов и поведения.

Практикум по профессии: Основы измерения. Общие вопросы техники безопасности при работе на станке. Теоретические основы и практика выпол­нения работ по профессии.

Материаловедение: Основы металловедения. Основы теории и практики термической обработки стали. Технология термической обработки стали. Ме­ханическая прочность и структура металлов.

 

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения курса студент должен  знать:

предмет и значение курса МПО для подготовки педагога профессио­нального обучения;

- содержание основных документов государственного стандарта на­чального профессионального образования (ГОС НПО);

содержание профессионального образования и обучения в различных типах учебных заведений системы НПО, факторы, его определяющие;

- принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации для системы НПО;

- методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристику;

- содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения: цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и характеристику технологической деятельности педагога;

- методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения, формирование новых знаний, умений, навыков; приемы оптимизации форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов;

- вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и ос­новные направления повышения эффективности обучения;

- содержание и организацию методической работы в учебных заведени­ях системы НПО.

                  уметь:

- анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки рабочих в различных типах ОУ НПО, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также се обновлять и при необхо­димости разрабатывать;

- отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения по общетехническим, общепрофессиональ­ным и профессиональным (специальным) дисциплинам и производственному обучению;

- осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса, пла­нировать деятельность педагога профессионального обучения и конструиро­вать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;

- разрабатывать частные методики преподавания теоретических пред­метов и производственного обучения;

- управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений учащихся;

- самостоятельно разрабатывать методику преподавания таких предме­тов, по которым в вузе педагог получил лишь предметные, а не методические знания;

- переносить технологический опыт, полученный при разработке мето­дики обучения одному предмету, на проектные работы, связанные с препода­ванием другого предмета;

- проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректиров­кой учебного процесса;

 

- самостоятельно работать с научной, методической и учебной литера­турой;

 проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы  ОЗО

«Методика профессионального обучения» для специальности 030500 - Профессиональное обучение (дизайн)

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

(форма отчетности)

 

 

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

 

 

1

030500.04-профессиональное обучение (дизайн)

4,5 озо

8,9

280

26

12

14

 

254

Зачет, экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины.

 

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

                                       Количество часов

     Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Раздел 1 . Введение

 

1

1

 

 

2

2

Раздел 2. Общая характеристика содер­жания образования подготовки рабочего в учебных заведениях системы НПО

 

1

1

 

 

8

3

Раздел 3. Дидактические основы теоре­тического обучения будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО

 

1

1

 

 

8

4

3.1. Содержание учебного предмета: роль и место учебного предмета в про­цессе обучения

 

1

1

 

 

      8

5

3.2, Межпредметные связи в содер­жании общетехнических и специальных дисциплин

 

 

 

 

 

4

6

3.3.  Специфика методов  и  средств обучения и их использование в препода­вании общетехнических и специальных  дисциплин

 

1

1

 

 

8

7

3.4. Основные элементы урока и их характеристика

2

2

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3.5.    Психолого-педагогические    ас­пекты усвоения новых знаний

 

 

 

 

 

6

9

Раздел 4. Дидактические основы произ­водственного  (практического) обучения будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО

 

1

1

 

 

12

10

4.1. Сущность процессов производст­венного (практического) обучения

 

1

1

 

 

8

11

4.2.  Содержание производственного обучения

 

1

1

 

 

8

12

4.3. Процесс формирования практи­ческих умений и навыков

 

1

1

 

 

8

13

Раздел 5. Планирование производствен­ного обучения и нормирование учебно-производственных работ

 

1

 

1

 

8

14

5.1. Планирование производственно­го обучения

 

1

 

1

 

8

15

5.2.          Нормирование          учебно-производственных работ

 

1

1

 

 

8

16

Раздел 6. Разработка процесса производ­ственного обучения в профессиональных учебных заведениях

 

1

 

1

 

12

17

6.1. Разработка процесса производст­венного обучения в учебных мастерских

 

1

 

1

 

12

18

6. 2. Разработка процесса производст­венного обучения на предприятии

 

 

 

1

 

12

19

6.3. Разработка технологии обучения на уроке производственного обучения

 

1

 

1

 

12

20

Раздел 7. Отдельные вопросы методики профессионального обучения (теоретиче­ского и производственного (практическо­го) обучения)

 

 

 

 

 

12

21

7.1. Использование активных методов обучения на уроке

 

 

 

 

 

8

22

7.2. Роль учебных задач в теоретиче­ском и производственном (практическом) обучении

 

 

 

 

 

10

23

7.3.   Неурочные   формы   организации занятий

 

1

 

1

 

14

24

7,4. Контроль и оценка знаний и уме­ний

 

1

 

1

 

10

25

Раздел 8. Методическая работа педагога профессионального обучения

 

1

 

 

 

12

26

Раздел  9.  Подготовка рабочих высшей квалификации   со   средним   профессио­нальным образованием в профессиональ­ных лицеях повышенного уровня

 

2

 

2

 

12

27

Раздел 10. Пробные уроки

 

 

 

 

 

 

28

10.1,    Разработка   планов-конспектов пробных уроков

 

4

 

4

 

16

29

10.2. Проведение пробных уроков

 

 

 

 

 

 

30

10.3. Наблюдение и анализ пробных уроков

 

 

 

 

 

 

31

10.4. Обсуждение результатов прове­дения и наблюдения пробных уроков

 

 

 

 

 

 

32

ИТОГО по видам занятий

 

26

12

14

 

254

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

 

Раздел 1. Введение

Методика профессионального обучения как научная отрасль педагогики и учебная дисциплина.

Объект, предмет методики профессионального обучения. Задачи ее ис­следований. Межнаучные связи методики с физиологией, психологией, про­фессиональной педагогикой, техническими науками.

Значение методического знания для педагога профессионального обуче­ния. Совокупность методических знаний и умений, необходимых для обеспе­чения дидактического процесса в ОУ НПО.

Методика профессионального обучения как учебная дисциплина, ее предмет, цели и задачи. Общая характеристика. Структура содержания дисци­плины, логика ее построения. Особенности практикума методики профессио­нального обучения. Учебно-методическая литература по курсу.

Задачи обучения системы начального профессионального образования на современном этапе. Основные типы учебных заведений системы НПО.

Основные нормативные и законодательные документы для системы НПО. Требования к подготовке рабочих дизайнерского профиля в ОУ НПО.

Раздел 2. Общая характеристика содержания образования подготов­ки рабочего в учебных заведениях системы НПО

Процесс формирования содержания профессионального образования ра­бочих. Основные нормативные документы, отражающие содержание подго­товки специалистов. Понятие о Едином тарифно-квалификационном справоч­нике, государственном образовательном стандарте НПО, профессиограмме и профессиональной характеристике. Учебный план. Программа учебного пред­мета. Структура, принципы построения, план анализа учебно-программной документации.

Учебная литература, ее характеристика, предъявляемые требования, ка­чественный и количественный анализ учебной литературы. Содержание обще­технических и специальных дисциплин. Характеристика качества учебного материала.

Понятие производственного, технологического и трудового процессов. Краткая характеристика производства: сущность, про­дукция, технологические процессы, типы применяемых средств труда.

Профессиональная структура рабочих кадров. Профес­сии и специальности. Понятие о квалификации, квалификационном разряде.

Общетрудовые функции рабочего: организационно-планирующая, тех­нологическая (рабочая), контрольно-управленческая. Факторы, влияющие на характер и содержание труда рабочего. Требования производства к рабочему.

Социально-экономические проблемы труда рабочего. Рабочий как лич­ность. Понятие о рынке рабочих мест. Конкурентоспособный рабочий.

 

Производственные и социально-экономические требования к подготовке современного рабочего.

 

Раздел 3. Дидактические основы теоретического обучения будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО

3.1.           Содержание учебного предмета: роль и место учебного, предмета в процессе обучения.

Особенности содержания общетехнических и специальных дисциплин, цели и задачи. Понятие об учебном элементе. Критерий отбора учебных эле­ментов в предмет. 'Характеристика качества учебного материала. Структурно-логическая схема учебного материала.

3.2.           Межпредметные связи в содержании общетехнических и специаль­ных, дисциплин.

Сущность МПС, классификация МПС. Формы и методы установления межпредметных связей. Методы фиксации межпредметных связей.

3.3. Специфика методов и средств обучения и их использование в препода­вании общетехнических и специальных дисциплин.

Понятие метода обучения. Характеристика основных методов преподава­ния общетехнических и специальных дисциплин. Классификация методов теоре­тического обучения. Понятие средств обучения и их характеристика. Классифи­кация средств обучения.

3.4.           Основные элементы урока и их характеристика.

Методическая, дидактическая и логико-психологическая подструктура урока. Деятельность преподавателя по проведению дидактико-методического анализа и подготовке урока. Современные требования к уроку общетехниче­ских и специальных дисциплин. Конструирование урока.

3.5.           Психолого-педагогические аспекты усвоения новых знаний.

Процесс усвоения на уроке. Усвоение как сложный психолого-педагогический процесс. Этапы процесса усвоения: восприятие, осознание, осмысление учебного материала, понимание, запоминание, обобщение, систе­матизирование, мышление. Мыслительная деятельность на уроке. Успешность усвоения: активность учащихся в процессе учения, мотивация учения.

Раздел 4. Дидактические основы производственного (практического) обучения (ПО) будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО

4.1.           Сущность процессов производственного (практического) обучения.

Производственное (практическое) обучение как педагогический процесс. Место производственного обучения в структуре специального цикла. Обу­чающая, воспитывающая и развивающая функции производственного обуче­ния. Его структура. Краткая характеристика основных компонентов: целей, содержания, методов и форм, средств и условий обучения; их особенности. Производительный труд учащихся - основа производственного обучения. Со­отношение учебного и производственного процессов.

4.2.           Содержание производственного обучения.

Понятие содержания производственного обучения. Сущность практиче­ских знаний, навыков и умений, их взаимосвязь. Анализ трудовой деятельности, квалифицированного рабочего - основа определения содержания произ­водственного обучения. Процедура формирования содержания производст­венного обучения. Операции, приемы, функции рабочего, предметы труда и т.д. как учебные единицы содержания ПО. Основные дидактические требова­ния (принципы и содержание ПО).

Понятие «система ПО». Выбор, варьирование и развитие учебных еди­ниц в разных системах ПО: предметной, операционной, операционно-предметной. Системы Центрального института труда (ЦИТ): операционно-комплексная, технологическая, предметно-технологическая, комплексно-видовая, процессуальная, проблемно-аналитическая, модульная. Сущность синтетического подхода к построению систем ПО. От­ражение систем ПО в программах производственного обучения по дизайнерским профессиям. Пути совершенствования содержания производст­венного обучения.

4.3.           Процесс формирования практических умений и навыков.

Этапы формирования трудовых навыков и умений. Психофизиологиче­ские механизмы их образования. Условия успешного формирования навыков. Влияние психологических и физиологических факторов на методику произ­водственного обучения.

Методы ПО. Характеристика методов производственного обучения. По­каз и упражнения - основные методы ПО. Виды упражнений, их основы, цели, характерные особенности. Применение разных классификаторов к методам ПО. Требования к современным методам обучения. Активные методы в произ­водственном обучении.

Средства ПО. Учебно-производственные средства ПО. Их роль в произ­водственном обучении. Факторы, определяющие их состав и характер. Дидак­тические средства ПО, их роль, функции и место в производственном обуче­нии. Проблемы комплексного методического обеспечения учебно-производственного процесса.

Формы организации ПО. Понятие формы ПО. Классификация форм ПО. Урок как ведущая форма организации ПО. Структура урока ПО и ее связь с психофизиологическими механизмами формирования умений. Типы уроков по ведущей дидактической цели и по содержанию. Зависимость типов уроков от видов работ. Требования к современному уроку ПО. Проблемы развития урока ПО. Интегративный урок.

Характеристики других форм организации производственного обуче­ния (обучение учащихся в составе ученических бригад, обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих, индивидуальное прикрепле­ние учащихся к квалифицированным рабочим, производственные экскур­сии, выполнение домашних заданий). Достоинства и недостатки этих форм. Активные формы ПО: деловые (производственные) игры, конкурсы профес­сионального мастерства, викторины и т.п. обучение учащихся на производ­ственных участках и в ученических бригадах, работающих на основе хоз­расчетных отношений.

 

 

Раздел 5. Планирование производственного обучения и нормирование учебно-производственных работ

5.1. Планирование производственного обучения.

Значение и особенности планирования производственного обучения. Цель и задачи планирования производственного обучения. План производст­венного обучения группы на месяц. График перемещения учащихся по рабо­чим местам. Подбор учебно-производственных работ.

5.2.           Нормирование учебно-производственных работ.

Сущность нормирования труда. Техническое и педагогическое значение нормирования труда учащихся. Особенности и процедура нормирования про­изводственного обучения. Отражение норм времени и фонда учебного и про­изводственного времени в плане производственного обучения группы на ме­сяц.

Раздел 6. Разработка процесса производственного обучения в профес­сиональных учебных заведениях

6.1.Разработка процесса производственного обучения в учебных мас­терских.

Общая характеристика производственного обучения в мастерских. Обу­чение в мастерских как часть целостного процесса практического обучения в ОУ НПО. Система обучения в учебных мастерских, ее компоненты и их взаи­мосвязь. Особенности педагогического процесса в мастерских. Факторы, влияющие на методику обучения в мастерских.

а)  конкретизация целей ПО, анализ исходных данных;

б) анализ содержания ПО в мастерских и технико-педагогическое обес­печение выбора объектов производственного обучения;

в)  выбор объектов труда и материально-технического оснащения мас­терских;

г)  разработка методической системы производственного обучения в мас­терских.

 

6.2.Разработка процесса производственного обучения на предприятии.

Общая характеристика ПО на предприятии. Обучение на предприятии как этап совершенствования практической подготовки учащихся. Особенности педагогического процесса на предприятии. Факторы, влияющие на методику обучения на предприятии.

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ:

а) конкретизация целей ПО, анализ исходных данных;

б) уточнение содержания производственного обучения на предприятии;

в) разработка общей методики обучения учащихся на предприятии;

г) разработка положений договора с предприятием.

6.3.Разработка технологии обучения на уроке производственного обу­чения.

Изучение исходных данных. Выбор (или уточнение) темы урока. Место темы урока в теме программы ПО, Технико-дидактический анализ содержания учебного материала урока. Выделение учебных единиц содержания ПО, изу­чаемых на данном уроке. Уточнение дидактических целей урока. Анализ вос­питательно-развивающих возможностей материала. Анализ и оценка опыта проведения уроков по данной теме. Окончательное формулирование целей урока. Оценка уровня реализации целей имеющимися средствами (материаль­но-техническая база, методическое обеспечение производственного обучения).

Разработка идеи урока. Изучение возможностей осуществления приня­той педагогической идеи на данном уроке. Определение направлений ее реа­лизации. Формулирование задач практического воплощения педагогической идеи на уроке.

Определение частной методической идеи урока. Выбор путей и средств, а также фактических шагов ее реализации.

Моделирование урока:

а) Моделирование содержания материала урока.

Технико-дидактический анализ объекта производственного обучения. Соотнесение его технико-дидактических характеристик с целями урока. Выбор оптимального техпроцесса изготовления объекта (продукции). Оборудование, материал заготовки, оснастка, инструмент, технико-технологическая докумен­тация. Изучение трудового процесса, наличие в нем необходимых учебных единиц. Учет психолого-педагогических факторов. Педагогические коррекции технологического и педагогического процессов.

Определение содержания структурных элементов процесса труда (под­готовка техпроцессов, установочно-наладочные приемы, собственно обработ­ка, приемы контроля и т.д.). Выделение наиболее сложных и новых приемов процесса труда, их расчленение. Определение объема и последовательности предъявления материала учащимся. Установление актуализируемого на заня­тии материала.

б) Выбор типа и структуры урока. Определение типа урока.

Учет (влияние) принятых идей в структуре урока. Влияние на структуру урока логики трудового и технологического процессов, логики формирования практических умений, психологических факторов и т.д. Принятие или измене­ние традиционной структуры урока ПО.

в) Моделирование вводного инструктажа.

Определение цели вводного инструктажа. Учет путей и средств реализа­ции методической и педагогической идей, Выбор методов актуализации зна­ний, методов предъявления нового материала. Определение содержания и объ­ема упражнений. Специфика применения тех или иных методов обучения. Деятельность учащихся, ее характер, формы организации. Самоконтроль уча­щихся. Особенности вводного инструктирования в условиях предприятия.

г) Моделирование текущего и заключительного инструктажей.

Цели текущего и заключительного инструктажей. Реализация педагоги­ческой и методической идей. Целевые обходы. Прогнозирование и предотвра­щение затруднений у учащихся. Методы текущего и заключительного инст­руктажей. Специфика их применения на данном уроке. Реализация индивиду­ального подхода к учащимся.

 

д) Выбор средств обучения.

Выбор технических средств: оборудования, оснастки, инструмента, техни­ческой и технологической документации, ТСО. Учет требований урока к ним.

Выбор дидактических средств, плакатов, диафильмов, кинофильмов, мо­делей, тренажеров, инструкционной и справочной документации и т.д.

е) Выбор домашнего задания.

Определение знаний и умений, необходимых для закрепления и совершен­ствования в домашней работе, а также знаний и умений, необходимых для сле­дующего урока. Установление характера домашнего задания, сложности и объема.

Конструирование урока производственного обучения. Цели и задачи конструирования элементов урока. Конспект урока. План урока. Определение их оптимальной формы. Последовательное построение урока. Определение объема каждого элемента урока, места его включения. Взаимодействие эле­ментов на уроке. Разработка конкретных элементов: системы вопросов, задач, инструкционной документации, критериев оценки и т.д.

Раздел 7. Отдельные вопросы методики профессионального обучения (теоретического и производственного (практического) обучения)

7.1.           Использование активных методов обучения на уроке.

Опорные конспекты. Понятие и сущность. Требования к опорным кон­спектам. Недостатки и преимущества использования опорных конспектов. Ме­тодика использования опорных конспектов на уроке.

Дидактические игры. Понятие и сущность. Роль и место дидактических игр в процессе обучения. Структурные компоненты дидактической игры. Правила иг­ры. Методика использования дидактических игр на уроке. Примеры дидактиче­ских игр на уроках теоретического обучения. Дидактические возможности дело­вых  игр в производственном обучении. Содержание и процесс деловой игры.

Проблемное обучение. Методические вопросы проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций и пути их создания. Процесс решения проблемы. Структура проблемного урока. Подготовка преподавателем урока с элемента­ми проблемного обучения.

Программированное обучение. Структура программы. Программирован­ный контроль. Методические вопросы программированного обучения.

 

7.2.Роль учебных задач в теоретическом и производственном (практи­ческом) обучении.

Методика решения учебных задач. Понятие технические и технологиче­ские задачи. Возможность задач в преподавании общетехнических и специ­альных учебных предметов. Методика использования задач для формирования технического и технологического мышления. Решение задач как объективное средство проверки знаний. Виды задач. Методы решения задач. Дидактическая возможность учебных задач в производственном обучении. Процесс решения задачи.

7.3. Неурочные формы организации занятий.

Формы теоретического, практического обучения, их виды и сущность. Структуры неурочных форм организации занятий.

7.4. Контроль и оценка знаний и умений.

Задачи и требования к контролю. Виды контроля. Методы контроля. Формы контроля. Оценка знаний. Требования к оценке знаний и умений. Ка­чественные показатели оценки знаний и умений.

 

Раздел 8. Методическая работа педагога профессионального обучения

Цели и задачи, направления методической работы педагога профессио­нального обучения по совершенствованию процесса обучения в учебных заве­дениях системы НПО.

Коллективные формы методической работы: педсовет, педагогические чтения, семинары, инструктивно-методические совещания, курсы повышения квалификации и т.д.

Организация и методика проведения открытого урока. Роль методиче­ских комиссий и педагогического кабинета в совершенствовании организации и методики теоретического и производственного (практического) обучения в учебных заведениях системы НПО.

Самостоятельная методическая работа. Изучение дидактических теорий и новейших концепций обучения и воспитания. Самоанализ своей деятельности. Методика составления методических разработок для учащихся и педагогов.

Раздел 9. Подготовка рабочих высшей квалификации со средним профес­сиональным образованием в профессиональных лицеях повышенного уровня

Профессионально-квалификационные требования современного произ­водства к рабочим по профессиям дизайнерского профиля и к совме­щенным профессиям. Требования к образовательному и культурному уровню руководителей младшего звена. Переход к подготовке рабочих со средним профессиональным образованием. Профессиональная мобильность современ­ных рабочих как новое квалификационное требование.

Профессиональный лицей (ПЛ) - учебное заведение нового типа в сис­теме профессионального образования. Концепция ступенчатой подготовки, ее преимущества и слабые стороны. Широта профиля и уровень квалификации по профессии на каждой ступени обучения. Особенности содержания образо­вания в высшем профессиональном училище.

Методическое обеспечение высших профессиональных училищ.

Прогнозирование материально-технического оснащения и педагогиче­ских средств осуществления учебного процесса в ПЛ.

Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в профессиональ­ном лицее. Базовое образование, педагогический опыт персонала училища. Вос­приимчивость к педагогическим новациям. Уровень педагогических умений.

 

Раздел 10. Пробные уроки

10.1.         Разработка планов-конспектов пробных уроков.

10.2.         Проведение пробных уроков.

10.3.         Наблюдение и анализ пробных уроков.

10.4.         Обсуждение результатов проведения и наблюдения пробных уро­ков*

 

 

 

 

 

5.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

 

Введение

- вопросы для самостоятельного изучения,

тесты для самообследования

2

- выполнение тестов, проверка результатов

-контроль за изучением вопросов по теме на семенарах

1.

Раздел 2. Общая характеристика содер­жания образования подготовки рабочего в учебных заведениях системы НПО

 

- вопросы для самостоятельного изучения,

-сочинение на пед.тему

8

-устная проверка изучения вопросов

-анализ сочинений

2.

Раздел 3. Дидактические основы теоре­тического обучения будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО

 

- вопросы для самостоятельного изучения,

-мини тестирование

42

-письменная проверка вопросов по мини тестам

-анализ полученных результатов

3.

Раздел 4. Дидактические основы произ­водственного  (практического) обучения будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО

 

- вопросы для самостоятельного изучения,

-письменная подготовка к лекциям по определенным темам

36

-анализ проблемных вопросов по конспектам лекций

4.

Раздел 5. Планирование производствен­ного обучения и нормирование учебно-производственных работ

- рефераты,

-письменные ответы на вопросы после аудиторных занятий

 

24

- проверка рефератов,

-анализ реферативных письменных заданий

 

5.

Раздел 6. Разработка процесса производ­ственного обучения в профессиональных учебных заведениях

 

- вопросы для самостоятельного изучения,

-круглый стол

48

-результаты обсуждения круглого стола в виде самоаналитической заметки

6.

Раздел 7. Отдельные вопросы методики профессионального обучения (теоретиче­ского и производственного (практическо­го) обучения)

 

- вопросы для самостоятельного изучения,

-разработка конспектов по определенной тематике

54

-анализ конспектов

-письменный спект-анализ

7.

Раздел 8. Методическая работа педагога профессионального обучения

 

-написание рефератов,

 

12

- защита рефератов

-обсуждение  на консультации

8.

Раздел  9.  Подготовка рабочих высшей квалификации   со   средним   профессио­нальным образованием в профессиональ­ных лицеях повышенного уровня

 

- вопросы для самостоятельного изучения,

-экскурсионная программа

-тестирование

12

-анализ заданий по производственной экскурсионной деятельности

-проверка тестовых заданий,  их анализ.

9.

Раздел 10. Пробные уроки

 

-рабочая педагогическая мастерская

-микропреподавание

16

-письменные отчеты по заданиям педагогического характера.

-проверка и обсуждение конспектов уроков.

 

 

 

254 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие 1       (сам.работа)

Этапы становления средней профессиональной педагогической школы в России

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки возникновения системы средней профес­сиональной школы в России.

2. Поэтапное становление и развитие средних педагогических учебных заведений в России.

3. Женские учебные заведения подготовки педагогических кад­ров для детских садов дореволюционной России.

4. Проблема педагогического образования и подготовки пе­дагогических кадров в работах отечественных дидактов в начале XX в.

5. Краткий обзор системы среднего профессионального образо­вания в советский период.

Литература

Ганичева А. Некоторые страницы истории женского образования в России//Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10.

Историко-статистический очерк общего и специального образования в России.- СПб., 1883.

Каптерев П. Ф. Система школ//Избр. пед. соч. - М., 1982.

Лесгафт П. Ф. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях//Избр. пед. соч. - М., 1988.

Никитин В. Смолянки, бестужевки, акушерки (Страницы истории жен­ского образования в России XVIII - XIX вв.)//Родина. - 1996. - № 3.

Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. - М., 1979.

Пирогов Н.И. О создании педагогических гимназий в Клеве//Избр. пед. соч. - М., 1985.

Поликарпова Т. В. Среднее профессиональное образование (общий об­зор) //Специалист. - 1995. - № 2.

 

 

Удовлетворение потребностей личности в получении среднего про­фессионального образования и квалификации в избранной области профес­сиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах со средним профессиональным образованием;

организация и проведение методических, научно-методических, опыт­но-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения;

переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;

распространение знаний среди населения, повышение его общеобра­зовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Средние специальные учебные заведения по своим организационно-пра­вовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосудар­ственными (частными, общественных и религиозных организаций).

К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (учи­лище), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище) - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Техникум-предприятие (учреждение) - самостоятельное образова­тельное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.

Семинарское занятие 2   (сам.работа)

Гуманистическая направленность в системе профессиональной подготовки студентов колледжа к деятельности воспитателя

Вопросы для обсуждения

1. Развитие общекультурных компонентов в содержании образования: аксиологические аспекты готовности педагога; выработка критериев гуманизации образования; соотношение догматической  гуманистической функций образования; современное образовательное учреждение как социальный институт.

2. Гуманистическая направленность педагога как система ценностных ориентации.

3. Личностные качества педагога и удовлетворенность профессией как факторы, определяющие гуманистическую направленность деятельности преподавателя.

4. Вопросы теории взаимодействия этического и педагогического знания.

 

Литература

Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.

Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя. - Самара; СПб. 1997.

Берулава М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образова­ния//Педагогика. - 1994. - № 5.

Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования// Гуманитарное образование: Теория. Практика. - СПб., 1994.

Газман О. С. От авторитарного образования к науке свободы//Новые ценности образования. - 1995. - Вып. 2.

Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования//Гуманизация образования: Теория. Практика. - СПб., 1994.

Мелик-ПашаевА.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности// Вопросы психологии. - 1989. - № 5.

Мухаметзянова Г. В. Гуманитарная составляющая подготовки современ­ного специалиста//Среднее профессиональное образование. - 1997. - № 7.

 

 

 

Семинарское занятие 3  (сам.работа)

О государственном стандарте образования

Вопросы для обсуждения

1. О причинах возникновения образовательных стандартов.

2. Принципы стандартизации образования в России.

3. Государственный образовательный стандарт как определитель содержания образования.

4. Государственный образовательный стандарт как нормативное основание качества подготовленности выпускника учебного за­ведения.

Дискуссия

«Как разрешить противоречие между стремлением к гумани­зации образования и абсолютизацией диагностируемых обра­зовательных норм, описывающих уровень образованности и вос­питанности ученика»

 

 

Литература

Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи и поня­тия//Педагогика. - 1993. - № 5.

                 Учебный предмет - дидактически обоснованная система знаний, уменИй и навыков, отобранных из            соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в учебном заведении.

Цели обучения - сознательно спланированные результаты процесса бучения, состоящие в накоплении знаний, овладении умениями и навыками, а также в формировании личностных качеств учащихся. В процессе профессионального образования главными целями являются прирост профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально значимых качеств личности.

Цикл предметов - совокупность учебных предметов, относительно обособленных в учебном плане, имеющих точно определенные цели.

Семинарское занятие 4   (аудиторная работа )

Реализация дидактических принципов в опыте работы преподавателей-мастеров

Вопросы для обсуждения

1. Принципы обучения как категория дидактики.

2. Исторический обзор характеристики принципов обучения в работах отечественных дидактов.

3. Реализация дидактических принципов в авторских системах педагогов-мастеров.

4. Факторы, влияющие на реализацию дидактических принципов образовательной работе колледжа:

а) учебно-воспитательный процесс как фактор социализации личности студента в направлении развития его активности и самостоятельности;

б) личность преподавателя как объективный системообразующий фактор, обеспечивающий функционирование прин­ципов;

в) содержание обучения (учебные планы, программы; органи­зация и методика учебного занятия; формы самостоятель­ной работы студентов) как фактор, обеспечивающий един­ство познания и развития объектов обучающего процесса.

Задание 1

Содержание работы.

 Проанализируйте главы «Принципы обучения» в учебных пособиях, предложенных в списке литературы.

 

 Вопросы для анализа

1. Какова структура главы в разных пособиях?

2. Подходы к определению дидактических принципов и их клас­сификации.

3. Количественный состав дидактических принципов в каждом из учебных пособий.

4. Почему автор пособия остановил свой выбор на этих дидак­тических принципах?

5. Как проявляются закономерности обучения в сочетании раз­личных дидактических принципов в разработке каждого из авто­ров изученного пособия?

6. Выделите проблемы принципов обучения как дидактической категории.

Задание 2

Содержание работы

1. По выбору сделайте обобщение 2-3 авторских педагогических теорий: Ш.Амонашвили, Е.Ильина, А.Макаренко, В.Сухомлинского, В.Шаталова и других.

2. Выделите в опыте работы педагога-мастера способы реали­зации существующих дидактических принципов в практике обуче­ния. Выводы оформите в виде рецензии.

Задание 3

Содержание работы

1. Составьте для себя иерархию использования дидактических принципов на учебных занятиях по предметам психолого-педа­гогического цикла в  колледже.

2. Выведите из каждого принципа систему правил, которые помо­гут вам его реализовать.

3. Обоснуйте свой выбор.

Литература

Амонашвшш Ш. Размышление о гуманной педагогике. - М, 1996; Един­ство цели. - М., 1987; Здравствуйте, дети. - М., 1983.

Бабанский Ю.А. Оптимизация процесса обучения: Метод, рекоменда­ции. - М., 1982.

Баранов С. П. Принципы обучения. - М., 1975.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988; Рождение урока. - М., 1986; Искусство общения. - М., 1988.

Кулагин П. Г. Дидактические принципы в практике обучения//Сред­нее специальное образование. - 1989. - № 2.

Макаренко А. С. Педагогическая логика. Некоторые выводы из моего педагогического опыта//Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1977. - Т. 1.

Орлов В. И. Принципы обучения в средней специальной школе//Сред­нее специальное образ

Педагогический поиск/Под ред. Н.Баженовой. - М., 1988.

Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей/Сост. А. Е.Дмит­риев. - М., 1985.

Сухомлинский В. Павлышская средняя школа//Избр. пед. соч.: В 5 т. - Киев, 1980.-Т. 4.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

Учебные пособия

Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1993. - С. 112.

Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.

Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995.

Подласый Я. Я. Педагогика. - М., 1996