Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Уроки профессионального творчества
 

Извлечения из программы для заочного обучения

 

Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс, форма обучения

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

работа

1.

030500 Профессиональ-ное обучение (дизайн)

4, ЗО

7

24

12

4

8

12

зачет

2.

030600 Технология и предпринима-тельство

5, ЗО

10

48

24

10

14

24

экзамен

 

Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

Раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

 

Сам.

Раб.

  • 1.

Бисероплетение

4

2

2

4

 

 

 

 

  • 2.

Составление букетов и композиций из цветов

4

2

2

4

6

2

4

6

  • 3.

Флористика

4

2

2

4

 

 

 

 

  • 4.

Изготовление игрушек

6

2

4

6

 

 

 

 

  • 5.

Декорирование домашнего интерьера

6

2

4

6

6

2

4

6

 

Всего:

24

10

14

24

12

4

8

12

 

Примечание:   Вариант 1 для специальности 030600 Технология и предпринимательство (заочное отделение, 5 курс).

Вариант 2 для специальности 030500 Профессиональное обучение (дизайн) (заочное отделение, 4 курс).

 

Содержание разделов дисциплины.

Лекция № 1.

Тема: Бисероплетение.

План.

1. Из истории бисероплетения.

2. Основы бисероплетения.

3. Значение цвета в бисероплетении.

4. Бисерные украшения на основе плетения простейших цепочек.

5. Ткачество из бисера.

6. Плетение браслетов.

Из истории бисероплетения

Бисер - это маленькие, окрашенные в разные цвета стеклянные или металлические зерна-бусинки, круглые или многогранные, имеющие сквозное отверстие. Изделия из бисера были известны в глубокой древности. Во многих музеях мира хранятся различные украшения, сделанные из этого материала. Но самостоятельным видом прикладного искусства бисер стал лишь 100-150 лет назад, когда капризная мода сделала его особо популярным. В последнее время интерес к бисеру, как отделочному материалу, возродился в большинстве стран Европы, и искусство мастеров бисера стало особенно популярным и модным.

На Руси бисер никогда не производили, а привозили из-за границы. Обратно же везли непревзойденные по технике исполнения, сочетанию цветов, замысловатости орнаментов женские украшения. У зарубежных покупателей они пользовались большим спросом. Оттеняя вышивку, подчеркивая ее фактурность, бисер придавал изделиям удивительную и своеобразную красоту. Сделанные из матового бисера плетеные ленты поясов, бисерных низок придавали народному костюму настоящую праздничность. Граненый бисер с отшлифованными боками - отличное дополнение к вечернему туалету модниц. А маленький венецианский бисер с успехом использовался для вышивания, вязания крючком и на спицах при создании сувенирных кисетов, кошельков, подстакан­ников, пасхальных яиц и т. д. Крупный бисер использовался для украшения одежды. Граненые его зерна на платье так искрились, что издали напоминали драгоценные камни. Также из бисера пле­ли кружева. Для прочности они нашивались на сутажную тесьму. И при необходимости их можно было перешить, не повредив ос­нову. Кружевами из бисера украшали воротники, манжеты, по­яса, пелерины, головные уборы. Для этих целей бисер подбирался неярких цветов, в тон с одеждой. Отделка придавала ей изыскан­ность и изящество. Использовался бисер и в русском националь­ном костюме, дополняя расшитые золотом и серебром сарафаны и кофты, и в украинском, и многих других. Как правило, это был геометрический орнамент с многократно повторяемым рисунком Он сплетался в длинную бисерную ленту, которая носилась или как съемное украшение, или нашивалась на пояс, головной убор Немногие плетения из бисера дошли до наших дней.

Сейчас интерес к бисерным украшениям особенно возрос, и произошло это в значительной степени благо­даря появлению новых красителей, которые позволили получать необыкновенно яркие, сочные цвета бисерин. Современные мас­тера делают из бисера и украшения для будничного костюма, ис­пользуя матовый бисер, и украшения для вечерних туалетов, где блестящий бисер придает изделиям особую привлекательность и красоту. Используется бисер и в ткачестве, где с помощью нани­занных на нити утка бисерин создаются декоративные картины и панно по типу гобеленов. Применяют бисер и для вышивания по коже, сукну, бархату, тюлю, тесьме, канве.

Основы бисероплетения

Хранить бисер лучше всего в маленьких бутылочках, подой­дут и пузырьки из-под лекарств. Бисер засыпают туда через во­ронку. Удобно пользоваться для хранения пластиковыми контей­нерами из «Киндер-сюрпризов» - их можно использовать и во
время работы, не пересыпая бисер в другие емкости.

Для изготовления украшений из бисера лучше всего взять капроновую нить №64 или рыболовную леску диаметром 0,25 мм. В отдельных случаях вместо ниток можно использовать тонкую проволоку.

Чтобы бисеринки было легко нанизывать, используйте специальную бисерную иглу. Можно использовать и очень тонкие иголки №0 или №1 с узкими длинными отверстиями.

Если Вы не смогли найти подходящей иголки, обработайте конец нитки клеем или лаком для ногтей на длину 5-7 см. После высыхания клея отрежьте ножницами кончик нити под углом. Получится прочное заострение, которое будет легко проходить сквозь отверстие в бисеринке.

Приступая к работе, бисер высыпают в плоскую, открытую посудину - блюдце, розетку - чтобы было удобно брать бисеринки.

Бисеринки с очень маленькими отверстиями сразу же откладывайте в отдельную посудину. Когда их наберется много, можно нанизать все на одну нитку. Работать придется без иголки - конец капроновой нити смочите клеем БФ, и тогда он легко проходит в бисеринки.

Чтобы во время работы бисер не скатывался со стола, положитe на стол ворсистую однотонную тряпочку (лучше всего белую или светлую, на ней будет легче различать бисер по цвету).

Значение цвета в бисероплетении

Огромное значение в бисерном украшении играет цвет. Самую неожиданную цветопередачу можно подобрать при умелом подборе бисеринок всего 2-3 красок. Например, используя рядом синие и красные, получится эффект лилового цвета. При сочетании бисеринок желтого и синего - зеленый. Умелое использование бисера различных тонов и придает украшению неожиданные цветовые переходы. Их можно сделать не очень яркими, или, наоборот, усилить, сделать контрастными, что позволит создавать не только четкий, контурный орнамент, но и получать сложные рисунки. Как правило, декоративные сочетания придают украшению броский, яркий  вид. Тоновые же сочетания более спокойны. Здесь лучше предусмотреть постепенный переход от светлого к более темному, от сильного тона к слабому. Помните, серый, голубой, синий - последовательная цепочка тоновых переходов. Красный и черный - контрастные сочетания. В зависимости от выбора цветовой гаммы украшение может быть веселым, нарядным, строгим, элегантным.

Бисерные украшения на основе плетения простейших цепочек

Цветы-цепочки. Отрезав нить длиною 150 см. вденьте ее в иглу и наберите на нее 8 бисеринок какого-то одного цвета (желательно с самыми крупными отверстиями). Пропустите иглу через 1-ю из бисеринок и замкните кольцо. Передвиньте его по нити влево так, чтобы конец нити имел длину не менее 10 см. Затем иглой  захватите бисеринку другого цвета (можно большего размера) - серединка цветка - и про­тащите иглу с ниткой через 5-ю бисе­ринку кольца, так обра­зуется 1-й цветок, все остальные полу­чаются таким же образом. Ожерелье можно составить из одних цветков,
но можно разделить цветы бисеринка­ми другого цвета или стеклярусными
трубочками.  Набрав цепочку нужной длины, пропустите иглу с ниткой че­рез 1-ю бисеринку 1-го цветка (поэто­му для него и брали бисеринки с боль­шими отверстиями).  Нить закрепите, завязывая узелок приемом, каким об­метывают петли. Проденьте иглу еще  через несколько бисеринок и каждый раз перед бисеринкой делайте узел. Потом нитку обрежьте, кончик подожгите спичкой. Точно так же закрепите и оставленный в начале работы конец нити. Из таких цепочек можно сплести браслет и колье-ошейник.

Ткачество из бисера

Ткачество - это одна из старинных техник изготовления браслетов из бисера. Для получения красивого рисунка и ровной поверхности необходимо использовать бисер одинакового размера и формы. Ткачество выполняется на станке с нитяной основой.

Удобный станок для ткачества легко сделать самим. Основу (дощечку или кусочек трехслойной фанеры) размером 50x25 см зашейтете в ворсистую ткань (байка, фланель, сукно). К коротким сторонам прибейте планки с пропилами, выполненными на расстоянии 0,5 см друг от друга. В середине каждой планки на внешней ее стороне, отступив от пропилов 3-5 см, вбейте гвоздик для жесткого крепления концов нитей. Вместо планки с пропилами можно прибить дощечку размером 25x5x3 см.. В верхнюю сторону дощечки вбейте маленькие гвоздики на расстоянии 3-5 мм друг от друга в шахматном порядке так, чтобы они не соприкасались шляпками.

Мозаичные браслеты

Красиво выглядят на руке мозаичные браслеты. Понадобится около 10 г бисера диаметром 3 мм. Наберите на нитку 5 бисеринок, оставив свободным кончик нити длиной 5-7 см, пропустите иглу в 3-ю от начала бисеринку и подтяните нитку. Нанижите еще 1 бисеринку и пропустите иголку в 1-ю бисеринку. Начало закреплено. У Вас получилось 2 ряд. Нанижите на нитку следующую бисеринку, пропустите иголку в 1-ую бисеринку 2-го ряда, опять наберите бисеринку и проденьте иголку во 2-ю бисеринку 2-го ряда (рис. 2.117, в). Теперь у Вашего браслета 3 ряда. Наберите бисеринку, проденьте иголку во 2-ю бисеринку 3-го ряда, снова наберите бисеринку и пропустите иголку через 1-ю бисеринку 3-го ряда. Получился 4-й ряд. Не забывайте натягивать нитку после выполнения каждого ряда. Далее повторяйте приемы, пока не получите браслет необходимой длины.

 

Основная литература.

1. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

2. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с французского. - Т.: Издательство литературы и искус­ства им. Г. Гуляма, 1992. -608 с.

 

Дополнительная литература.

1. Еременко Г.И. Рукоделие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1989.

2. Бисер-Land. Изделия наших читателей: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 1999. - Вып. 1-6.

 

Лекция № 2.

Тема: Составление букетов и композиций из цветов.

План.

1. Аранжировка срезанных цветов. Подготовка цветов к аранжировке.

2. Советы по срезке и продлению жизни цветов.

3. Подготовка воды для букета.

4. Сочетания цветов.

5. Подбор вазы, закрепление цветов в вазе.

6. Составление букета.

7. Советы по украшению цветами праздничного стола.

8. Уход за букетом.

9. Искусство японской икебаны.

10. Композиции из живых комнатных цветов.

 

Составление букетов и композиций из цветов - это искусство. В мире существует несколько прославленных школ, имеющих свои традиции, среди них основные - европейская школа составления букетов и японская школа цветочных композиций, которые называются икебана.

Подготовка цветов к аранжировке

Принеся домой цветы, не торопитесь сразу же составлять букет и ставить его в вазу. Острым ножом (если стебель мягкий) или садовым секатором наискосок подрежьте конец стебля цветка под водой, чтобы воздух не проник в проводящие сосуды стебля. В летние месяцы следует в воду класть кусочки льда, чтобы она дольше сохраняла прохладу. Перед тем, как ставить в вазу, дайте цветам отдохнуть и набраться сил - прежде поставьте глубоко (по головки) в слегка теплую, отстоянную воду хотя бы на час. Удалите все увядшие и поникшие листья: с ними испаряется много влаги. У роз обрежьте также и шипы.

Советы по срезке и продлению жизни цветов

Георгины срезайте не раньше, чем цветок распустится почти полностью. Полые стебли после срезки наполните водой и закройтe ватными фитильками - для дополнительного питания. Воду в вазе подкислите уксусом (1 ст. ложка 9-процентного уксуса на 1 л воды, а в жаркую, сухую погоду - 2 ст. ложки). Вместо уксуса можно добавить в воду аспирин (1 таблетка на воды).

Гладиолусы срезайте после раскрытия 1-2 бутонов и в фазе окрашенного бутона. Ту часть стебля, которая будет под водой, процарапайте острой иглой. Верхний бутон даже можно отщипнуть: это задержит раскрытие нижних бутонов, а значит, цветы простоят дольше.

Лилии срезайте в фазе окрашенных бутонов и когда распустится первый цветок. Концы стеблей опустите в горячую воду (60° С) на 2 минуты. Лилии стоят дольше, если им удалить тычинки.

Гвоздики (ремонтантные и Шабо) обламывайте в полуроспуске или в первый день цветения. В воду для них добавьте борную кислоту (0,1 г на 1 л воды). Лучше всего стоят гвоздики в воде комнатной температуры, воду не следует часто менять.

Каллы перед тем, как поставить в вазу, необходимо обрезать под водой и, вынув, втереть в срез сухую соль.

Розы лучше срезать на рассвете. Обязательно подрежьте их под водой, удалите лишние листья и шипы, налейте в вазу хорошо отстоянную (не менее 45 минут) воду с добавлением аспирина.

Герберы, имеющие волосистый стебель, нельзя ставить глубоко в воду, более чем на 1/3 стебля. Воду для гербер делайте соленой ( 1 чайная ложка соли на 1 л воды). Эти цветы особенно болезненно реагируют на сквозняки.

Цикламены дольше сохранятся в воде, если сделать на нижней частии стебля длинный надрез - это будет способствовать лучшему доступу воды. Так же можно поступить и с герберой.

Хризантемы, начинающие осыпаться, можно оживить - снизу в основание цветков накапать несколько капель воска или парафина.

Подготовка воды для букета

Не ставьте цветы в хлорированную воду - дайте ей отстояться в широкой посуде хотя бы полчаса. Жесткую воду смягчите, добавив несколько капель уксуса или лимонной кислоты. Спасти растения от бактерий помогут нашатырь, борная кислота, соль (по 0,1 - 0,2 г на 1 л воды). Соль часто просто втирают в свежий срез камелий, каллов. Георгины и розы также хорошо отзываются на добавку к воде поваренной соли (0,2-0,4 г на воды). Хорошо добавить в воду таблетки препаратов «Бутон», «Бутон-2», «Флора».

Только выбирайте какое-нибудь одно средство! В воду также можно бросить таблетку активированного угля, несколько крупинок марганцовки или таблетку аспирина (особенно для гвоздик).

Задержит увядание многих цветов добавление в воду сахара (цветы станут медленней распускаться) - 0,5-1 чайная ложка сахара на 1 л воды. Но в подслащенной воде быстро размножаются бактерии, поэтому ее необходимо продезинфицировать антисептиками: добавить несколько кристаллов марганцовокислого калия, борной кислоты (0,1 г на 1 л воды) или кусочек древесного угля. Гвоздики, розы, душистый горошек любят сахар. Однако он полезен не всем: ландышам, цикламенам, клематису, амариллисам и пиретруму он вредит.

Если Вам хочется, чтобы бутоны раскрылись быстрее, добавьте в воду камфарный спирт - не больше 0,5 чайной ложки на 1 л воды.

Какие цветы вредно и полезно сочетать между собой

Придется отказаться от некоторых приятных глазу сочетаний. Дело в том, что продукты обмена, выделяемые одними цветами, вредны для других. Например, чайные розы быстро погибают в одной вазе с темно-красными. Не ставьте вместе душистый горошек и розы, васильки и маки. Лилии «уживаются» только с розами. А гвоздики и резеда - цветы, совместимые лишь сами с собой. Плохое соседство для всех срезанных цветов - зрелые фрукты, ветки с ягодами облепихи, опавшие цветочные лепестки. Все они выделяют газ этилен, губительный для цветов. Рядом с живыми цветами нежелательно ставить горящую свечу или фрукты, выделяющие этилен. Это сократит жизнь цветов.

Однако есть растения, помогающие сохранить свежесть другим цветам. Так, цикламены хорошо влияют на кальцеолярию. Полезно в вазу к любым цветам поставить небольшую ветку туи, можжевельника, кипарисовика или герани - выделяемые ими вещества продлевают жизнь цветов.

Подбор вазы, закрепление цветов в вазе

Особенно хорошо смотрятся цветы в вазах пастельных тонов с матовой, полупрозрачной поверхностью. Для украшения праздничного стола хороши плоские вазы и продолговатые плошки с наколками для невысоких цветов, не мешающие гостям видеть друг друга. Скромные, нетребовательные цветы и садовые кустарники
лучше ставить в простые неглазурованные глиняные сосуды или в сосуды из дерева. Для крупных, тяжелых цветов (подсолнечник, гладиолусы) подходят грубые керамические сосуды. Орхидеи, гвоздики ставьте в металлические сосуды ручной чеканки. Низкорослые растения и цветы с коротким стеблем (фиалки, подснежники, примулы) помещайте в невысокие плоские вазы; плоские низкие вазы особенно удобны для компоновки букетов. Цветы в них укрепляют с помощью специальных держателей.

В стройную высокую вазу нельзя ставить букеты округлой, расплывчатой формы; композиции следует придать такую же вытянутую форму, как у вазы, следовательно, нужны цветы с прямыми стеблями, такие, как гладиолусы, хризантемы. Края букета, даже при гибких растениях, не должны сильно отклоняться в стороны. Особенно хороши вазы из керамики - цветные, матовые или глазурованные различной формы и размера. В них хорошо смотрятся букеты цветов с добавлением листьев и каких-либо растений.

Из стеклянных лучше выбирать вазы и блюда из тяжелого, литого стекла. Их благородная форма особенно хорошо сочетается с простыми по строению, элегантными цветами: герберой, душистым горошком, орхидеями. В вазы из стекла можно ставить и листья растений, которые отличаются стройной, строгой формой, например, листья камелии, ириса, различные декоративные травы или просто веточки с небольшим количеством листьев.

Составление букета

При составлении букета для праздничного стола следует продумать цветовую гамму в сочетании с сервизом и скатертью. В вазу лучше ставить цветы одного вида. Если же Вы хотите составить букет из разных цветов, то не увлекайтесь разнообразием, уделите внимание гармонии в цветовом решении букета.

Различают теплые и холодные цвета. К теплым относятся желтый, оранжевый и красный. Самый теплый - оранжево-красный цвет. Холодные цвета: синий, зеленый и фиолетовый. Существуют оттенки, которые могут сделать цвет более теплым, например, желто-зеленый оттенок теплее, чем сине-зеленый. Нейтральный цвет - белый. Если Вы хотите с помощью цветов создать веселое настроение, то следует выбрать цветы теплых оттенков. Если же за столом должна царить атмосфера торжественного церемониала, то следует выбрать цветы холодных тонов. Холодные цвета можно сделать более теплыми, добавив в букет цветы теплых тонов и наоборот. Но помните, что теплые тона всегда доминируют в таких сочетаниях. Зеленый цвет доминирует над ультрамарином, но теряется в сочетании с красным цветом Интенсивно освещенный темный цвет преобладает над светлым.

По своей технике особенной сложностью отличается составление букетов в высоких вазах. Цветы в вазе должны выглядеть естественно, отдельные цветочки не должны распадаться по краям, а как бы вырастать из ее середины. Чтобы добиться подобного эффекта, используют различные вспомогательные средства, например «ежик», или, если ваза непрозрачная, мягкую проволоку, которую помещают внутри вазы.

Количество цветов в букете зависит от их размера: крупных - меньше, мелких - больше. Для небольшого букета принято подбир­ать нечетное число цветков - 3,5 или 7. Их легче скомпоновать в вазе. Количество необходимой зелени подберите, согласуясь с красотой букета - зелень должна быть дополнением к цветам, а не «душить» их своей массой.

Советы по украшению цветами праздничного стола

Цветы на столе должны быть непременным атрибутом любого семейного торжества. За повседневным семейным столом следует избегать чрезмерной декоративности. Достаточно небольшого букетика простых цветов, которые есть в это время года: крокусов, фиалок, нарциссов, тюльпанов или маргариток. Особенно эффектны цветы в низких, широких вазах, похожих на блюда, или в маленьких корзиночках.

Оформление праздничного стола цветами надо продумать заранее. Так, например, от размера стола зависит, куда лучше поместить цветочную композицию или букеты, и какое количество их следует приготовить. Основной букет можно дополнить эффектно рассыпанными по столу листьями.

Композиция из цветов должна быть решена таким образом,
чтобы они были видны с любого места за столом. Цветы должны гармонировать с цветом скатерти и посуды; в особо торжественных случаях цветами можно украсить
и само помещение, а не ограничиваться лишь столом. Если помимо обеденного стола вы сервируете стол с закусками, то его следует украсить теми же цветами, что и основной. Если Вы ставите цветы в высокой вазе, то лучше их поставить в конце стола.

Уход за букетом

Выбирая место для букета, помните, что он не любит солнца и сквозняков. Ежедневно меняя воду, обновляя под водой срезы стеблей и промывая вазу с мылом или марганцовкой, Вы продлите жизнь букета. Если же композиция сложная и смена воды нарушит ее, добавляйте в воду кусочки льда и освежайте воду следующим способом. Поставьте вазу с цветами в раковину, вставьте в нее резиновую трубку с воронкой на конце. Медленно лейте свежую воду в воронку - старая вода вытеснится свежей и выльется в раковину.

Искусство японской икебаны

Древнее искусство икебана является национальной гордостью японского народа, одной из его красивейших традиций. Название его произошло от слов «ике» - жизнь, «бана» - цветок. В широкой трактовке икебана - это создание художественных композиций из цветов и различных декоративных материалов: листьев, стеблей, веток, корней, камней, раковин, перьев птиц и т.д.

 

Основная литература.

1. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

2. 100 советов, как устроить праздник. - Серия «О'кей». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.

 

Дополнительная литература.

1. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

 

Лекция № 3.

Тема: Флористика.

План.

  • 1. Подготовка материала для плоских композиций:
    • сушка растений под прессом;
    • сушка растений без пресса.
  • 2. Картины из цветов и листьев:
    • декоративное панно;
    • пейзаж.
  • 3. Подготовка материала для объемных композиций:
    • сушка растений в пучке;
    • сушка в песке;
    • заготовка растений в растворе глицерина.
  • 4. Объемные композиции из сухих растений:
    • композиции в виде букетов;
    • композиции в виде гирлянд;
    • композиции в виде венков и сердец;
    • композиции в виде шаров, пирамид и деревьев.
  • 5. Новогодние композиции.

 

Флористика - один из видов искусства, гораздо более близкий к изобразительному искусству, чем к декоративно-прикладному. Флористика включает в себя несколько жанров: объемная композиция (составление букетов и других объемных форм из сухих и искусственных цветов), плоскостная композиция (аппликации из засушенных растений) и, наконец, совсем недавно появившаяся «живопись», красками которой являются части засушенных растений.

Подготовка материала для плоских композиций

Используют не только дикорастущие, но и домашние цветы. При сборе дикорастущих цветов надо соблюдать строгие правила: не срывать более двух-трех цветков одного вида даже в том месте, где много. Нельзя рвать те, что занесены в Красную книгу. Не рвите цветы охапками в лесу и на лугах, не повреждайте корни, а листья собирайте осенью, когда они уже не нужны растению.

Сушка растений окажется успешной только в том случае, если совершенно точно соблюдать все правила, разработанные в процессе долгих экспериментов с цветами, листьями, мхом и т.д. Собирайте растения только в сухую погоду, когда полностью высохнет роса или капельки дождя. Сушку проводите только в сухом помещении. Если растения собираются вдали от дома, их необходимо сразу укладывать между газетами, чтобы сохранить их форму. Увядшие и поникшие растения засушивать бесполезно, для создания композиции они уже непригодны.

Прессом может послужить любая толстая книга, а газета - отличный прокладочный материал, хорошо впитывающий влагу. Для изготовления настоящего пресса возьмите 2 квадратные заготовки 20x20 см из фанеры толщиной 10 мм. По углам, отступив 1,5 см от края, просверлите отверстия по диаметру заранее подобранных стальных шпилек с резьбой. Длина их не более 10 см. Кроме того, потребуются 4 шайбы и 4 гайки (лучше барашковые), а также 6 дощечек с небольшими углублениями с обеих сторон и несколько десятков листов промокательной бумаги.

Для сушки без пресса собранные растения сразу переложите в свежие газеты по отдельности цветы, листья и стебли. Из газет, сложенных вдвое или вчетверо, сделайте тетрадки, в которые аккуратно уложите расправленные цветы или листья. Цветы можно прикрыть тонким слоем ваты или бумажной салфеткой. Если цветы махровые, то есть с множеством лепестков, последние надо разделить, и каждый лепесток изолировать от другого. Тетрадки с растениями накройте 2-3-мя газетами и уложите тетрадки друг на друга. Таких «слоев» с растениями может быть много. Затем всю стопку накройте фанерой, желательно с дырочками для лучшей вентиляции, и положите груз. Для тонких лепестков достаточен груз 2 кг, для более грубых - 5 кг, для листьев - 10 кг и для стеблей 15-20 кг.

Цветы типа ромашки засушивайте следующим образом: цветок положите лицом на газету, а с изнанки на лепестки вокруг плодоножки положите валик из ваты, накройте газетами, фане­рой и поставьте сверху груз не менее 10-15 кг, чтобы лепестки не сморщились.

Воронкообразные цветы засушивайте, заполнив воронку ватой и изолировав ею все отвороты лепестков. Очень тонкие лепестки суушите под малым грузом (до 2 кг), иначе они обесцвечиваются.

Обязательное условие: через 12 ч после закладки растений газеты нужно заменить на сухие, так как основная причина побурения лепестков и листьев - влага. Следующий раз газеты меняйте через сутки в течение 4-5 дней.

Конец сушки определяется так: берете за край лепестка, и если он не сгибается, а остается прямым - значит, процесс закончен.

Картины из цветов и листьев

Как сделать декоративное панно. Фон для композиции может быть любой: картон, фанеровка, бархатная бумага, но самым лучшим фоном будет сам растительный материал, который позволит в отличие от однотонной бархатной бумаги или картона создать живописный фон. Фон не следует делать слишком ярким, пестрым, он должен гармонировать с композицией и подчеркивать ее. Картину желательно выполнять в одной тональности, без большого разнообразия красок. Надо следить, чтобы листья соответствовали цветам. Нельзя сочетать в одной композиции весенние  и осенние цветы. Готовое изделие обязательно накройте стеклом. Чтобы избежать попадания внутрь влаги, края рамки оклейте алюминиевой фольгой или влагонепроницаемой самоклеящейся пленкой. Картину повесьте так, чтобы на нее не падал прямой солнечный свет. Это предохранит ее от выгорания.

Как сделать пейзаж. Прежде всего, нужно вырезать стекло. Желательно, чтобы форма стекла была приближена к «золотому сечению», то есть отношение ширины и длины у куска стекла равнялось бы 2,1:3. Затем по размерам стекла вырежьте из картона основу и заднюю стенку. На основе Вы «нарисуете» картину, а к задней стенке приклеиваются петли для подвешивания ее на стену.

На основу карандашом нанесите контур пейзажа: граница неба, горы, реки. Подробности рисовать нет необходимости, так они исчезнут под наклеенным фоном. Затем постепенно, сверху вниз наклеивайте кусочки листьев, смазав их тонким слоем клея (желательно ПВА или бустилат).

Подготовка материала для объемных композиций

Цветы, ветки и листья можно засушивать, полностью сохраняя их форму. Растения для засушки надо брать свежими, только что распустившимися. Они прочнее и лучше сохраняют свои естественный цвет. Цветы собирайте днем, в сухую погоду. Иначе капельки дождя и росы оставят на лепестках темные пятна. Если цветы немного увяли, поставьте их в воду, чтобы они окрепли, лепестки распрямились и приняли естественный вид. Синие цветы в большинстве своем в процессе сушки чернеют. Но этого удается избежать, если головку цветка опустить на короткое время (не больше минуты) в денатурированный спирт.

Самый эффективный способ - сушка в песке. Он годится на все случаи и незаменим при подготовке таких нежных цветов, как розы, тюльпаны, гвоздики. Возьмите коробочку по размеру немного большую, чем бутоны (очень удобны прямоугольные пакеты из-под молока). На дно насыпьте мелкого речного песка, предварительно прокалив его на огне. Когда он остынет, положите цветок в коробку и осторожно засыпайте его тем же песком, следя, чтобы песчинки полностью заполнили все промежутки между лепестками. А еще лучше проложить заранее между лепестками тоненькие кусочки ваты - это предохранит их от деформации. Сушить лучше на солнцепеке. Процесс этот хоть и медленный - иногда занимает неделю, но результаты дает отличные. Когда цветы высохнут, песок надо осторожно высыпать, проделав отверстие внизу коробки так, чтобы не поломать хрупкие соцветия.

Существует и еще один прием объемной сушки. Он особенно хорош для веток с ягодами (рябина, калина и пр.). Приготовьте раствор равных частей глицерина и кипящей воды. Листья и цветы поместите в небольшие сосуды и залейте остывшим раствором. А большие ветки с листьями или цветы на стеблях поставьте в банку с раствором так, чтобы стебли полностью в него погрузились (на высоту не менее 10 см). Прикройте их сверху полиэтиленовым пакетом или пленкой. Края пакета привяжите к горлышку. Постепенно раствор через стебель заполнит все клетки растения. Через несколько дней посмотрите, как идут дела. Качество пропитки оценивают по налету (листья на ощупь должны быть жирными). Если налет приобрел восковой, матовый оттенок - значит, обработку можно закончить и досушить растения на воздухе - обязательно головкой вниз. После такой обработки цветок приобретает эластичность и не сломается.

Объемные композиции из сухих растений могут быть в виде букетов; в виде гирлянд; в виде венков и сердец; в виде шаров, пирамид и деревьев.

Новогодние композиции

Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. В Японии, например, где композиции из цветов и веток можно увидеть в комнатах и в обычные дни, в новогоднюю ночь у входа в дом ставят особую икебану, состоящую из веток сосны, розы, листьев бамбука, цветов сливы и японского абрикоса, то есть из растений, выражающих пожелание вечной молодости и долгой жизни. Во многих странах Европы и Северной Америки дома украшают ветками остролистного падуба с ярко-красными плодами, а в скандинавских странах главным героем новогоднего праздника выбрана омела - травянистое растение, образующее своеобразные «метлы» на верхушках деревьев. Ее веточки обычно покрывают красной и серебряной краской, подвешивают к ним стилизованные изображения двух сердец и украшают лентами.

Можно составить своеобразные новогодние композиции - настольные, подвесные или настенные. Новогодняя композиция может быть совсем простой: достаточно взять ветку любого хвойного дерева (ели, сосны, туи, кипариса), 1-2 шишки, свечку, небольшую блестящую игрушку, мишуру. Конечно, не нужно брать сразу все, хватит двух-трех элементов.

Важно продумать, в чем установить композицию. Это может быть небольшой поднос, пластмассовый поддон для цветочных горшков широкая плоская ваза, большой прозрачный бокал. Можно использовать и такие природные материалы, как спил дерева, коряга, гриб-трутовик. Составляя композицию, обратите внимание на то, чтобы хорошо закрепить свечи. Окраска их должна гармонировать с цветом игрушек или мишуры. Очень оживят такую композицию цветы-сухоцветы.

 

Основная литература.

1. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

2. 100 советов, как устроить праздник. - Серия «О'кей». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.

Дополнительная литература.

1. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

 

 

Лекция № 4.

Тема: Изготовление игрушек.

План.

1. Игрушки из ниток.

2. Игрушки из текстиля.

3. Каркасные игрушки.

4. Игрушки из меха.

 

Самодельная игрушка - это не просто поделка, выполненная своими руками. Делать игрушки можно из самых разнообразных материалов. Очень важно уделить особое внимание проработке деталей: глаза, рот, волосы и т.п. Глаза игрушки лучше всего выражают настроение, характер. Они могут быть задорно сощуренными, смущенно опущенными, хитро поблескивающими. Вышивают глаза болгарским крестом, стебельчатым швом, бле­стящими бусинами или маленькими пуговичками. Стебельчатым швом так же отделывают и остальные мелкие детали. Ноздри, а иногда и глаза вышивают стежком «узелок».

Игрушки из ниток

Куклы из ниток популярны у многих народов мира. Материал: шерстяные, капроновые, льняные, хлопчатобумажные или любые другие нитки. Для изготовления нитяных куколок нужны нитки, ножницы, прямоугольник-шаблон из картона или пластика шириной 10 см (можно взять блокнот). Возьмите шаблон и обмотайте его цветными нитками. Сделайте 80-85 оборотов. 1 заготовка готова. Намотайте еще 1 цветную и 1 черную заготовки (2-я цветная потоньше - из 30-35 оборотов - это руки куклы). Сложите большие (цветную и черную) заготовки петлями (рис. 5.6. б). Ниткой несколько раз туго обмотайте прядь цветных ниток - получилась голова. Поднимите черные нитки вверх и также туго перетяните. Обрежьте ножницами лишние нитки. 2-ю цветную заготовку закрепите на концах нит­ками и ровно обрежьте. Руки готовы. Вставьте их и перетяните ниткой талию куклы. Осталось подровнять низ юбки. А если юбку разделить на 2 части и перевязать их, то получится кукла в брюках. Это самые простые куклы.

Теперь сделайте куклу с 2-мя косами. Приготовьте 3 заготовки (черную и 2 цветные: побольше и поменьше). Сделайте петлю из черных ниток вокруг цветной заготовки и растяните концы в разные стороны. Опустите вниз оба цветных конца и  перетяните ниткой. Вот и голова. Заплетите концы в косички и завяжите ниткой. А если косички и талию перетянуть ниткой другого цвета, получатся поясок и бантики. Косички можно поднять кверху и завязать ниткой на макушке. А можно делать не просто кукол, а сказочных героев. Сделайте кукле волосы из голубых ниток - получится Мальвина.

Игрушки из текстиля

Игрушки из ткани должны иметь простой контур, без мелких деталей.

Русская тряпичная кукла

Испокон веков в русских деревнях девочки играют и в «дочки-матери» тряпичными куклами, сшитыми мамой или самостоятельно из тканевых лоскутков. Приготовьте ткань для тела куклы подходящего цвета. Если у Вас нет таких лоскутков, возьмите белые и покрасьте их, прокипятив в чайной заварке (на 1 л воды нужно взять 8-9 пакетиков чая). Цвет ткани в результате окрашивания должен получиться темнее, чем Вам надо - когда ткань высохнет, она станет светлее. После просушивания ткань обязательно прогладьте утюгом. Подходящую по цвету ткань также надо подвергнуть обработке: намочить и прогладить. Это избавит от деформации игрушки после стирки. Для одежды подберите яркие ситцевые лоскутки с мелким рисунком и обработайте их, как описано выше.

Изготовление куклы начните с тела-основы. Возьмите прямоугольник ткани, туго его сверните и сшейте - это основа куклы, «столбик» или «скалка», как ее называли прежде. А можно сшить лоскут и набить его ватой, овечьей шерстью или, как теперь принято, обрезками поролона или синтепона. Затем «столбик» в двух местах перетяните ниткой или веревочкой. Скрутите еще 4 прямоугольника поменьше и пришейте их к соответствующим местам «скалки».

Теперь куклу надо нарядить. Костюм куклы можно украсить кружевом, кусочками тюля, тесьмой, вышивкой. На голову смастерите шапочку или повяжите платок, и которого будут выбиваться сплетенные из ниток косы или челка из меха. Последний штрих - лицо. Можно раскрасить лицо несмываемыми маркерами, красками для ткани или тушью.

 

Основная литература.

1. Еременко Г.И. Рукоделие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1989.

2. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

 

Дополнительная литература.

1. Егорова Р.П.. Монастырская В. П. Учись шить. - М.: Просвещение. 1988.

2. Максимова М.В., Кузьмина МЛ. Лоскутки. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.

3. Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. - Ростов-на-Дону. 1996.

 

Лекция № 5.

Тема: Декорирование домашнего интерьера.

План.

  • 1. Оформление окон:
    • определение размеров занавесей;
    • варианты оформления окон: гардины, шторы, драпировки.
  • 2. «Изюминки» интерьера:
    • декоративное панно;
    • украшения для кухни (прихватки, варежки-прихватки, фартук, грелка для чайника);
    • абажур;
    • декоративные подушки.

Оформление окон

Красиво оформленные окна могут стать главным украшением комнаты и элементом, объединяющим все ее пространство. Так как в большинстве случаев оформление окон основано на применении прямых полотен ткани, то их относительно легко изготовить. Оформление окна может изменить визуальное восприятие его формы. Зрительно увеличить высоту окна можно, повесив над ним рюш. Шире окно можно сделать за счет штор, выходящих за боковые пределы рамы. Слишком широкое окно можно сузить, разместив шторы в пределах оконной рамы Окнам разного размера и формы можно придать одинаковый вид соответствующим оформлением занавесей. Если из окна открывается прекрасный вид, то его можно оставить открытым, закрыв драпировкой лишь его раму. Окно, выходящее на неприглядный участок улицы, можно оформить в наиболее декоративном, даже веселом стиле. Можно почти полностью скрыть некрасивый вид из окна, замаскировав его замысловатой шторой.

Как определить размеры занавесей.

Лучше всего окна смотрятся, если занавеси доходят до подоконника, до конца наличника подоконника или до пола. Старайтесь не делать занавеси, кончающиеся на неопределенной высот под окном. Ширина занавесей смотрится наиболее гармонично, если они закрывают 1/3 оконного стекла и окно до его боковых сторон. Детали оконной рамы, влияют на выбор места расположения боковых завязок штор или длины занавеси, закрывающей только одну половину окна. Важно также, чтобы оформление окон одинаково хорошо смотрелось как в комнате, так и снаружи. Например, если шнуры, поднимающие и опускающие штору, некрасиво выглядят с улицы, повесьте штору так, чтобы в сложенном виде она находилась над окном и не была видна снаружи.

«Изюминки» интерьера:

    • декоративное панно;
    • украшения для кухни (прихватки, варежки-прихватки, фартук, грелка для чайника);
    • абажур;
    • декоративные подушки.

 

Основная литература.

1. Азбука домоводства. / Сост. Абрамова Л.С, Кочегаров И.И., Юдин A.M. - М.: Аргументы и факты, 1993. - 80 с.

2. Дом и ты в нем / Под ред. Л.Г. Филимончук. - Киев: Довира: М.: Собеседник, 1995.

3. Интерьер современной квартиры. / Сост. Башкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В.Е., Бурский В.Б. - М.: Стройиздат, 1988. - 224 с.

Дополнительная литература.

1. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

3. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

 

Практическое занятие № 1.

Тема: Бисероплетение.

План:

1. Выполнение бисерных украшений на основе плетения простейших цепочек:

цветы-цепочки;

колее и браслет из «сороконожки»;

бисерные цепочки.

2. Технология плетения браслетов:

мозаичные браслеты;

браслеты из цепочки в полромба;

браслеты из цепочки в крестик;

браслеты в два прохода;

ажурные браслеты;

объемные браслеты.

3. Изготовление изделия по выбору (колье, браслет, цветок).

 

Основная литература.

3. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

4. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с французского. - Т.: Издательство литературы и искус­ства им. Г. Гуляма, 1992. -608 с.

 

Дополнительная литература.

1. Еременко Г.И. Рукоделие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1989.

2. Бисер-Land. Изделия наших читателей: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 1999. - Вып. 1-6.

Практическое занятие № 2.

Тема: Составление букетов и композиций из цветов.

План:

1. Выполнение эскиза композиции из срезанных цветов по выбору (рождественская, новогодняя, для праздничного стола, для официального приема).

2. Выполнение эскиза композиции из живых комнатных цветов.

 

Основная литература.

1. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

2. 100 советов, как устроить праздник. - Серия «О'кей». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.

 

Дополнительная литература.

1. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

 

Практическое занятие № 3.

Тема: Флористика.

План:

Выполнение плоской композиции из цветов и листьев по выбору (декоративное панно, пейзаж).

 

Основная литература.

1. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

2. 100 советов, как устроить праздник. - Серия «О'кей». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.

Дополнительная литература.

1. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

 

Практические занятия № 4-5.

Тема: Изготовление игрушек.

План:

Выполнение эскиза игрушки по выбору (из ниток, из лоскутков ткани, из меха, на каркасной основе).

 

Основная литература.

1. Еременко Г.И. Рукоделие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1989.

2. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

 

Дополнительная литература.

1. Егорова Р.П.. Монастырская В. П. Учись шить. - М.: Просвещение. 1988.

2. Максимова М.В., Кузьмина МЛ. Лоскутки. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.

3. Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. - Ростов-на-Дону. 1996.

Практические занятия № 6-7.

Тема: Декорирование домашнего интерьера.

План:

1. Выполнение эскиза занавесей по выбору (гардины, шторы, драпировки).

2. Выполнения эскиза изделия для кухни по выбору (варежка-прихватка, грелка на чайник, украшение на фартук).

3. Выполнение эскиза декоративной подушки.

 

Основная литература.

1. Азбука домоводства. / Сост. Абрамова Л.С, Кочегаров И.И., Юдин A.M. - М.: Аргументы и факты, 1993. - 80 с.

2. Дом и ты в нем / Под ред. Л.Г. Филимончук. - Киев: Довира: М.: Собеседник, 1995.

3. Интерьер современной квартиры. / Сост. Башкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В.Е., Бурский В.Б. - М.: Стройиздат, 1988. - 224 с.

  • Дополнительная литература.

1. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

3. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

 

Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам.работы

1.

Бисероплетение

Выполнение украшения из бисера

4

Презентация выполненных украшений на практическом занятии.

2.

Составление букетов и композиций из цветов

Выполнение эскиза праздничного букета по выбору (свадебный, именинный, официальный).

4

Защита творческого проекта.

3.

Флористика

Выполнение эскиза объемной композиции по выбору (в виде букетов, гирлянд, венков, сердец, шаров и пирамид).

 

4

Презентация выполненной работы на практическом занятии.

4.

Изготовление игрушек

Изготовление игрушки по выбору (из ниток, из лоскутков ткани, из меха, на каркасной основе).

6

Презентация выполненной работы на практическом занятии.

5.

Декорирование домашнего интерьера

Выполнение эскиза оформления кухонного окна.

6

Защита творческого проекта

 

Всего:

 

24

 

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература:

 

 

Основная литература.

1. Азбука домоводства. / Сост. Абрамова Л.С, Кочегаров И.И., Юдин A.M. - М.: Аргументы и факты, 1993. - 80 с.

2. Девочкин К.А. Уют руками создают. М.: Молодая гвар­дия. 1988. - 93 с.

3. Еременко Г.И. Рукоделие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1989.

4. Мастерица / Сост. И.А. Сокол. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 431 с.

5. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с французского. - Т.: Издательство литературы и искус­ства им. Г. Гуляма, 1992. -608 с.

6. Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. - Ростов-на-Дону. 1996.

7. Труханова А.Л. Основы технологии швейного производства. - М.: Высшая школа, 1987.

8. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. - Просвещение, 1997.

9. 100 советов, как устроить праздник. - Серия «О'кей». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.

 

Дополнительная литература.

1. Дом и ты в нем / Под ред. Л.Г. Филимончук. - Киев: Довира: М.: Собеседник, 1995.

2. Егорова Р.П.. Монастырская В. П. Учись шить. - М.: Просвещение. 1988.

3. Интерьер современной квартиры. / Сост. Башкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В.Е., Бурский В.Б. - М.: Стройиздат, 1988. - 224 с.

4. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993.

5. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. - М.: АСТ-Пресс, 1997.

6. Максимова М.В., Кузьмина МЛ. Лоскутки. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.

7. Неелов В.И. Рассказы о ткачестве. - М.: Легпромбытиздат, 1986.

8. Пирс Х. Объемная вышивка / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. - 112 с.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Инструменты для шитья, вышивания, ткань, нитки, пряжа, бисер.

 

Примерные  тестовые задания.

Содержание вопроса

Варианты ответа

Выбор ответа студентом

Оценка препода-вателя

1. Выделите виды вышивки, применяемые для отделки швейных изделий

  • 1. мережка
  • 2. батик
  • 3. полукрест
  • 4. ришелье
  • 5. владимирская гладь

 

 

2. Какой природный материал лучше подходит для плетения?

 

 

 

3. Из каких частей растений можно выполнять плетение?

1. корни

2. стебли

3. ветки

4.цветы

5. листья

 

 

4. Выберите правильный ответ. Узелковое плетение называется ...

1. бисероплетение

2. плетение из соломы

3. макраме

4. вязание

5. ковроткачество

 

 

5.  Напишите термин согласно данному определению.

... - маленькие, окрашенные в разные цвета стеклянные или металлические зерна-бусики, круглые или многогранные, имеющие сквозное отверстие.

 

 

6. Укажите английское название техники лоскутного шитья.

 

 

 

7. Напишите термин согласно данному определению.

... - искусство росписи тканей, пришедшее из Юго-Восточной Азии.

 

 

8. Выберите варианты оформления окон.

1. декоративное панно

2. гардины

3. драпировки

4. шторы

 

 

9.  Напишите термин согласно данному определению.

... - японское искусство создания художественных композиций из цветов и различных декоративных материалов.

 

 

10.  Напишите термин согласно данному определению.

... -  искусство составления букетов, объемных форм из сухих цветов, а также аппликаций из засушенных растений.

 

 

11. Выберите правильный ответ. Праздничный стол украшают...

1. цветами с длинными стеблями в высоких вазах

2. цветами с резким запахом

3. невысокими букетами в низких вазах

4. гирляндами из живых цветов

 

 

12.  Выберите правильный ответ. Рисунок вышивки на ткань переводят с помощью...

1. копировальных стежков

2. фломастера

3. карандаша

4. копировальной бумаги.

 

 

 

КЛЮЧ К ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТАМ.

</tabl

п\п

Правильный ответ

Перевод в баллы

п\п

Правильный ответ

Перевод в баллы

1.

1, 3, 4, 5

2

7.

Батик

2

2.

Солома

2

8.

2, 3, 4

2

3.

1, 2, 3, 5

2

9.

Икебана

2

4.

3

1

10.

Флористика

2

5.