Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Черник Валерий Эдуардович

ЧЕРНИК ВАЛЕРИЙ ЭДУАРДОВИЧ

кандидат педагогических наук, доцент


  В 1981 году - окончил историко-филологический факультет Мурманского государственного педагогического института по специальности Учитель истории, обществоведения и английского языка

  В МГГУ работает с 1984 года сначала как преподаватель-почасовик, а с 1985 года в штате как ассистент кафедры педагогики и психологии.

  В 1986-1989 гг. очно обучался в аспирантуре Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Под научным руководством действительного члена Академии педагогических наук СССР (с 1991г. - РАО), доктора педагогических наук, профессора А.И. Пискунова выполнил и в 1989г. защитил диссертационное исследование «Политическое воспитание учащихся советской школы в годы Великой Отечественной войны. 1945-1945».

  В 1989 году вернулся на постоянную работу в Мурманский государственный педагогический институт, на кафедру педагогики и психологии.

  В 1991 - 1995 гг. являлся заведующим кафедрой педагогики и психологии. Это были трудные годы ломки существовавшей прежде и строительства новой системы педагогического образования в России после развала Советского Союза.

  Валерий Эдуардович Черник сумел организовать работу кафедры педагогики и психологии в новых условиях и создать атмосферу сотрудничества, в которой могли успешно реализовать себя и ветераны кафедры, и приглашённые, и принятые в это время на кафедру А.Н. Иванов, А.Н. Иванова (Саврасова), Н.А. Рычкова, С.Г. Тишулина, Л.В. Штылёва, И.Б. Храпенко и др.

  В апреле 1995 года в связи с созданием в институте факультета иностранных языков Валерий Эдуардович Черник был назначен, а в октябре того же года избран деканом факультета. Была проведена значительная работа по организации факультета, обеспечению его материально-технической базы в условиях сокращения государственного финансирования системы образования. Значительные усилия были сосредоточены на создании атмосферы творческой самореализации студентов. Были воссозданы забытые и заложены новые традиции студенческой жизни (посвящение в студенты, «экватор», последний звонок, «Студенческие ПРИБАМБАСЫ» и др.), созданы творческие студенческие любительские коллективы и межфакультетские объединения (ТОФИЯ, «Мужики», газета «Do it с'иняза», САМО - Студенческий альянс Мурманской области и др.), стали издаваться сборники трудов преподавателей, а также результаты исследовательской работы студентов «Вестник ИНЯЗА».

  В 2000-ном году Валерий Эдуардович был вторично избран деканом факультета иностранных языков.

  В связи с введением в институте должности проректора по воспитательной и социальной работе, в апреле 2001 В.Э. Черник был назначен на эту должность и работал в этом качестве до апреля 2006 года. В это время была разработана и принята концепция воспитательной работы, заложены основы и созданы органы студенческого самоуправления на всех факультетах.

  Элементы системы воспитательной работы, первоначально апробированные на факультете иностранных языков, были внедрены в практику осуществления молодёжной политики в Мурманской области. Зародившаяся при участии студентов ФИЯ акция «Студенты Мурмана - солдатам срочной службы» была названа одной из лучших молодёжных инициатив страны и получила распространение. В целях поддержки начинающих исследователей, аспирантов был инициирован и реализован проект «Эврика». При его участии появились молодёжные сайты (порталы) Мурманской области FOLKS.RU и 4ERDAK.RU, где Валерий Эдуардович был первоначально и редактором ряда разделов.

  При участии В.Э. Черника в Мурманской области стала проводиться Неделя молодёжи и студентов, областной студенческий праздник «Виват, ГАУДЕАМУС!», Татьянин день, губернаторские студенческие ёлки, фестиваль ГРАНИ и др.

  В 2001 году возникла и стала издаваться газета «Планета МГПИ», первым редактором и куратором которой в течение 5 лет был Валерий Эдуардович.

  В том же году возникла сначала идея, а вскоре и сам Клуб любителей песни (КЛЮП), к руководству которым В.Э. Черником был привлечён Дмитрий Григорьевич Левитес. Велось активное сотрудничество с центрами медицинской профилактики, борьбы с ВИЧ-СПИД. Стал выходить журнал «ТЕРРИТОРИЯ ЖИЗНИ», в котором Валерий Эдуардович был членом редакции.

  В 2006 - 2009 гг. Валерий Эдуардович Черник - докторант МГГУ имени М.А. Шолохова. Одновременно продолжал работу в МГПУ (МГГУ).

  В настоящее время Валерий Эдуардович - доцент кафедры педагогики, а также доцент кафедры психологии (по совместительству).


  Под руководством В.Э. Черника выполнены и защищены диссертационные исследования на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования:

 Богданова Елена Алексеевна «Система дидактических заданий как средство формирования стиля учения младшего школьника». - диссертационный совет Д 212.154.21 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Москва, 2008г.

 Орлова Ксения Валерьевна «Диагностика обучения как средство развития учебной деятельности студентов». - диссертационный совет Д 212.154.21 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Москва, 2009г.

 Туканова Лариса Егоровна «Реализация принципа наглядности в современном педагогическом образовании» - диссертационный совет Д 212.154.21 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Москва, 2011г.

 

  Валерий Эдуардович Черник является автором более 100 научных работ по актуальным вопросам истории педагогики и образования, совершенствования педагогического образования и др.

  За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов Валерий Эдуардович Черник награждён Почётной грамотой министерства образования Российской Федерации.

  За личный вклад в развитие государственной молодёжной политики, создание условий для самореализации молодых граждан во имя процветания России имеет благодарность министра образования Российской Федерации.

 В 2004 году - дипломант городской премии «Герои Мурманска» (номинация «Лучшая образовательная программа или преподаватель года»).

 В 2008г. - дипломант премии администрации города-героя Мурманска за активную общественную работу в области культуры и искусства, развития и реализации творческого потенциала.

  За большой личный вклад в укрепление и развитие Мурманской области, развитие студенческого самоуправления и государственной молодёжной политики в регионе имеет благодарность Губернатора Мурманской области.



Контактные сведения:

E-mail: chernik.valerij@mspu.edu.ru или chernikval@mail.ru



Читаемые лекционные курсы:

  • история психологии;
  • руководство курсовыми и дипломными работами студентов, обучающихся по специальностям «050706-Педагогика и психология», «050703-Дошкольная педагогика и психология», «050711-Социальная педагогика».

Область научных интересов:

  • психологические условия реализации идей «Нашей новой школы»;
  • формирование элементов учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе;
  • работа социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками
  • формирование элементов универсальных учебных действий у детей в подготовительной к школе группе.

Основные научные публикации: (всего более 100 научных трудов)

  1. Труд школьников Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. — 1982. №5.
  2. Школьные пионерские организации в годы войны // Советская педагогика. — 1990. №5.
  3. Воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны // География в школе. — 1995. №1.
  4. Оценка уровня профессиональной подготовленности выпускника вуза // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя: Межвузовский сборник научных работ. — Мурманск: МГПИ, 2001.
  5. Пути социализации студента педагогического вуза // Формирование личности молодого человека в школе и вузе: Тез. докл. науч. практ. конф. 25 янв. 2001 г / Под общ. ред. А. С. Запесоцкого. — СПб.: СПбГУП, 2001.
  6. Воспитательная работа со студентами как условие формирования профессиональной культуры будущего учителя // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического образования: Молодой учитель»: В 3 т. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003. - Т. 2. - 332 с.
  7. Школа в военные годы (1941-1945 гг.). Монография. Мурманск: МГПУ, 2005. - 66 с.
  8. Школа в годы Великой Отечественной войны // Москва: ОБЖ. — 2005. №4. С. 37-41; №5. С. 9-13; №6. С. 16-19.
  9. Свободное время - ресурс формирования профессионализма будущего учителя // Среднее профессиональное образование. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. — М., 2007. — №3.
  10. Учиться жить в многоликом мире [Особенности и опыт патриотического и интернационального воспитания]. // Наука и образование: Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социальных наук. — 2007. — №8.
  11. Педагогическая культура: поддержки - подавления - параллелизма? // Образование в мире - Мир образования. М., 2008. - №1.
  12. Школа в годы Великой Отечественной войны // Образование в мире - Мир образования. М., 2008. - №2
  13. Досуг - время достижений и профессионального становления // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №3
  14. Студенческий досуг как ресурс и форма скрытого образования в подготовке учителя // Наука и школа. - 2009. - №2
  15. Педагогический ресурс скрытого образования // Образование в мире - Мир образования. М., 2009. - №1.
  16. Секреты педагогического мастерства: монография / Под общ.ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. - Книга 4. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. - 172 с. (Глава 1. Становление и развитие профессионального мастерства будущего учителя в культурно-досуговой деятельности студентов педагогического вуза)
  17. Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым: Избранные статьи о воспитании / Составитель, вступительная статья В.Э. Черник. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. — 288 с.
  18. О развитии смеховой культуры студентов педагогического вуза // Известия Российской академии образования. Научный журнал. — М., 2009. — №4 (12).
  19. Музей в системе подготовки учителя // Среднее профессиональное образование. — 2010. — №10.