Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Научно-исследовательская работа студентов в 2012-2016 гг.
В университете ведется целенаправленная работа по совершенствованию финансовой, организационно-методической и информационно-технической базы научно-исследовательской деятельности студентов.

Мероприятия системы НИРС реализовываются на основе комплексного перспективного планирования ее основных направлений, видов и форм организации. Общее руководство и координация функционирования системы НИРС вуза осуществляется Советом по НИР И РИД и Студенческим научным обществом МАГУ.

Организация и развитие НИРС в МАГУ определяется рядом нормативно-правовых актов: Положением о Студенческом исследовательском бюро, Положением о Студенческих научных обществах МАГУ, Положениями о проведении предметных олимпиад и др. В целях оперативного информирования о студенческих научных и научно-практических мероприятиях создан сайт студенческого научного общества, созданы группы в социальных сетях.

Научно-исследовательская работа студентов в МАГУ является неотъемлемой частью подготовки в условиях уровневого образования и носит интегративный и системный характер. Она реализуется по следующим основным направлениям:
  • работа в студенческих научных лабораториях, кружках, проблемных группах и семинарах;
  • организация деятельности студенческих научных обществ МАГУ;
  • участие студентов в научно-исследовательской деятельности в соответствии с основными темами НИР МАГУ (проведение экспериментов на базе научно-исследовательских учреждений области, экспедиционные исследования, совместные исследования по плану научно-исследовательских лабораторий, грантовая деятельность и др.);
  • подготовка специальных курсовых, выпускных квалификационных работ;
  • участие в финансируемых научно-исследовательских проектах и программах;
  • участие студентов в массовых научно-технических мероприятиях студентов различного уровня (конференциях, семинарах, «Неделях науки», чтениях и др.);
  • участие в состязательных научных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, выставках и др.);
  • издание сборников научных работ студентов МАГУ;
  • осуществление связи с деканатами, кафедрами и другими структурными подразделениями других вузов страны и зарубежья.

В течение 2012-2016 гг. в различных формах НИРС участвовало 4636 студентов очного отделения, что составляет 39,7 % от общего количества студентов очной формы обучения. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне массовости и престижа научной деятельности среди студентов университета. Количественный показатель активности студентов, принимавших участие в НИР по годам представлен в таблице 1:

Таблица 1
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Всего:
Численность студентов очной формы обучения, всего 2061 1303 1813 1893 4602 11 672
Численность студентов очной формы обучения, участвовавших в НИР, всего 641 1151 1155 852 837 4636
% от общего количества студентов очной формы обучения 31,1 58,1 63,7 45 18 39,7

Широкое вовлечение студентов в НИР сопровождалось совершенствованием структуры студенческого научного самоуправления: создано СНО МАГУ и его факультетские подразделения, расширилась сеть первичных научных объединений студентов. К настоящему времени в университете функционирует 14 научных студенческих кружков и студенческих научно-проблемных групп, 7 научно-исследовательских лаборатории, 3  студенческих научных объединения.

Наблюдается тенденция увеличения разнообразия используемых форм организации НИРС. Всего за отчетный период на базе МАГУ было проведено 68 конкурсов, 70 выставок студенческих научных работ, 175 научно-технических мероприятий НИРС. Ежегодно реализовываются такие комплексные формы организации НИРС, как Дни науки, Декады науки, Фестивали науки и др. Количественные характеристики, проведенных на базе университета мероприятий по годам представлены в таблице 2:

Таблица 2
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Всего
Количество организованных конкурсов на лучшую НИР студентов 10 8 23 11 16 68
Количество организованных студенческих научно-технических мероприятий, 42 47 36 18 32 175
в том числе международные, всероссийские, региональные 15 4 18 17 17 71
Количество организованных выставок студенческих работ 18 13 18 11 10 70
 
В 2016 году МАГУ выступил организатором 17 студенческих научно-технических мероприятий различного уровня (международного, всероссийского, регионального), из них:
  • в рамках VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» Секций «Физическая культура, спорт и безопасность: проблемы и перспективы развития», «Пути сохранения окружающей среды в Арктическом регионе», «Педагогика и психология» (15.02-31.03.2016 г.);
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Студенческое измерение современного и будущего Арктики» (05.2016 г.);
  • секция «Современные тенденции в дизайне» рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Арктический дизайн» (11.2016 г.);
  • Региональный молодежный форум «Молодая наука Арктики» (18.11.2016 г.);
  • Региональная научно-практическая конференция студентов младших курсов «Путь в науку: первые шаги» (11-30.04.2016 г.);
  • Региональный чемпионат по поиску информации в сети интернет среди студентов и школьников (10.04.2016 г.);
  • Региональная олимпиада по блиц-программированию для школьников и студентов(17.04.2016 г.);
  • Региональное комплексное научно-техническое мероприятие состязательного характера студентов и школьников 9-11 классов «Толерантность в современном мире» (02.2016 г.);
  • Региональный конкурс краткосрочного рисунка «Мгновение» (12.2016 г.);
  • Региональные соревнования по компьютерной графике (12.2016 г.);
  • Региональный конкурс молодежных авторских проектов, направленных на развитие внутреннего и внешнего туризма в Мурманской области (04-06.2016);
  • Региональный молодежный конкурс фотографий «Добро пожаловать в Мурманскую область!» (04-06.2016);
  • Региональный творческий конкурс экономических сказок «Золотая карусель» (04.2016г.).

Расширяется практика участия студентов вуза в научно-технических и состязательных мероприятиях НИРС разного уровня. Студентами было подготовлено 4022 докладов, 374 научных работы подано на конкурсы, 3886 экспонатов демонстрировались на выставках. Количественные характеристики по научно-исследовательской работе студентов университета и их динамика по годам за исследуемый период представлены в таблице 3.

Таблица 3
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Всего
Количество докладов, сделанных студентами на научных конференциях, семинарах всех уровней, всего 768 741 902 781 830 4022
- в том числе на международных, всероссийских, региональных 357 182 277 632 371 1819
Количество экспонатов, представленных студентами на выставках всех уровней с участием студентов, всего 1778 869 339 426 474 3886
- в том числе на международных, всероссийских, региональных 761 600 323 224 145 2053
Количество студенческих работ, поданных на конкурсы различного уровня на лучшую НИР 10 58 223 20 63 374

В течение 2012-2016 гг. 374 работы были направлены для участия во Всероссийских открытых конкурсах на лучшую студенческую научную работу по естественным, техническим и гуманитар-ным наукам. В 2016 г. научные работы студентов были представлены на следующих конкурсах и олимпиадах:
  • III Международный конкурс научно-методических и выпускных квалификационных работ «Гнозис» среди студентов, бакалавров и магистров в области социальных, гуманитарных, естественных и технических наук (04-07.2016 г.);
  • III Международный конкурс научно-исследовательских работ «Перспективы науки 2016» (04.2016 г.);
  • Международная олимпиада профессионального мастерства обучающихся в учреждениях ВПО и СПО по компетенции «Системное и сетевое администрирование», посвященная памяти В.Г. Аверина, Уральский радиотехнический колледж, г. Екатеринбург (01.2016 г.);
  • Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», региональный этап (01.02 - 15.03.2016 г.).
  • IV Всероссийский Интернет конкурс электронных портфолио «УчПортфолио.ру»
  • XV Всероссийский конкурс студентов и школьников «Поколение NEXT», филиал ФГБОУ ВО  «Воронежский государственный университет», г. Борисоглебск, 03.-04.2016 г.;
  • Конкурсе научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области (10. 2016 г.);
  • Региональный конкурс краткосрочного рисунка «Мгновение» (12.2016 г.);
  • Региональный творческий конкурс экономических сказок «Золотая карусель» (04.2016г.);
  • Региональный конкурс студенческих работ в сфере предпринимательства «Импульс будущего» (03.2016 г.).

Результаты научных исследований студентов проходят успешную апробацию на научных мероприятиях различного уровня, в том числе:

На международных научно-технических мероприятиях:
  • VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2016», РАЕ, г. Москва (01-03.2016 г.);
  • XXIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2016» (04.2016 г.);
  • Международное соревнование для студентов и школьников по программированию «Час кода» (4-13.11.2015 г.);
  • XV международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы Арктического региона» (14.05.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Человек и общество: опыт и перспективы социологического исследования» (12-13.03.2015 г.);
  • Межвузовский региональный научно-практический семинар с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании» (23-24.03.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Современное образование: настоящее и будущее» (14-15.04.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Оказание помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения» (02-30.11.2015 г.).

На всероссийских научно-технических мероприятиях:  
  • Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников (03.2016 г.);
  • II Всероссийская научно-практическая конференция «Север в XXI веке: среда обитания, общество, освоение» (г. Мурманск, 2016 г.);
  • Всероссийская научно-исследовательская конференция студентов и школьников «Современные тенденции и проекты развития информационных систем и технологий» (Хабаровский государственный университет экономики и права, 03.2016 г.);
  • Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием «Арктический дизайн» (11.2015 г.);
  • Всероссийский научно-практический семинар «Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития» (20.03.2015 г.);
  • Всероссийский чемпионат по поиску информации в сети интернет среди студентов и школьников (22.03.2015 г.);
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития» (04-05.03.2015 г.).
По итогам состязательных научных мероприятий студентами университета в 2016 г. получено 105 наград различного вида, наиболее значимыми из которых являются дипломы:  
  • Дипломы победителя (в 2 номинациях) III Международного конкурса НИР «Перспективы науки 2016» (г. Казань);
  • Диплом лауреата (3 место) Конкурса переводов в рамках VIII Молодежной научно-практической конференции «Перевод как фактор развития науки и техники в современном мире» (г. Нижний Новгород);
  • Диплом II степени лауреата Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» за высокие результаты в научных исследованиях и свидетельство кандидата в состав Национальной делегации Российской федерации для участия в Международной научной выставке «ЭКСПО-НАУКА» - 2017 (Бразилия);
  • Дипломом II степени IV Всероссийского Интернет-конкурса электронных портфолио «УчПортфолио.ру»;
  • Дипломы победителя (в 2 номинациях) регионального этапа Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна - моя Россия»;
  • Дипломы призеров  (2 и 3 место) Конкурса научных трудов молодых ученых  и специалистов Мурманской области в номинации «Экономические и гуманитарные науки» с выплатой денежных премий;
  • Диплом победителя Конкурса студенческих работ в сфере предпринимательства «Импульс будущего» с выплатой денежной премии

За исследуемый период студенты МАГУ за успешную научную работу были удостоены 6 стипендий Президента РФ, 4 стипендий Правительства РФ, 8 стипендий Губернатора Мурманской области, 9 премий Губернатора Мурманской области, 2 премий «Олимп» Губернатора Мурманской области, стипендии им. А.И. Солженицына, 1 стипендии мэра г. Мурманска.

Количественные показатели по наградам, полученным студентами университета за каждый исследуемый год, указаны в таблице 4.

Таблица 4
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Всего
Количество всех видов наград, полученных студентами на конкурсах на лучшую НИР и на выставках, всего 134 167 288 169 105 863
В том числе дипломы открытых конкурсов на лучшую научную работу студентов, проводимых  по приказам Министерства образования и науки  РФ 1 0 4 7 8 20
Стипендии Президента и Правительства РФ, получаемые студентами 0 1 2 0 1 4
 
Успешной интеграции студентов во всероссийское и международное научно-образовательное пространство способствует развитие внутривузовской системы мероприятий НИРС, в рамках которой были организованы олимпиады по педагогике, психологии, экономике, россиеведению,  конкурс научно-исследовательских работ, конкурс информационных профессионально-ориентированных проектов на английском языке.

Активизируется научно-проектная деятельность студентов. На протяжении пяти лет студенты участвовали в реализации таких проектов и программ, как программа «Психосоциальное благополучие детей и подростков Арктического региона», проект «Создание сети сотрудничества по профилактике  наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия),  программа «Молодежные центры», региональные проекты по организации и проведению научно-практической конференции «Проблемы формирования студенческого самоуправления в системе профессионального образования: опыт и перспективы» (Министерство образования и науки Мурманской области), «Луч добра» (совместно с Комитетом по социальной защите населения г. Мурманска, международный проект «Школа для всех - развитие инклюзивного образования» (Лапландский университет Рованиеми, Финляндия; Министерство образования и науки МО; Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры; МГГУ, Северный (арктический) федеральный университет; Министерство образования и науки Архангельской области); образовательной программе для менеджеров в сфере культуры «Культурный Upgrade», (20-21.11.2013, г. Мурманск); проект «Создание сети сотрудничества по профилактике наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия); совместная образовательная программа «Культурное наследие туризма в Баренц-регионе» (Лапландский университет, Финляндия - МАГУ, Россия, май 2016); российско-норвежский проект «Образование в духе мира» (Арктический университет Тромсё, Норвегия, мая 2016) академическая мобильность студентов по программам «Квота» (Норвегия), Крайний Север (Норвегия), First Lapland, First Barents (Финляндия), North2North (Норвегия), Nord+ (Дания) (весна-осень 2015 г.); виртуальная академическая мобильность студентов по программе «Бакалавр северных исследований» (совместный проект МАГУ и Норвежского арктического университета).

За отчетный период студентами в соавторстве с преподавателями получены три Свидетельства об отраслевой регистрации разработки в отраслевом фонде алгоритмов и программ Госкоорцентра Федерального агентства по образованию:  Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 17877, выданное 06.02.12 ИНИМ РАО, ОФЭРНиО. Инв. номер ВНТИЦ № 50201250207. Объем динамический, 2500 Мб. Дроздова А.А., Низовцева Е.В., Попова А.О., Узбеков А.Р. Электронное учебно-методическое пособие «Старинные задачи через века и страны». Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18060, выданное 26.03.12 ИНИМ РАО, ОФЭРНиО. Инв. номер ВНТИЦ 50201250367. Объем электронного ресурса 350 Мб. В 2013 г. студентка Гумович М.А., 2 курс, направление «Прикладная математика и информатика») получила Свидетельство №325 от 13.03.13 на электронное пособие «Вода: от простого к сложному», о том, что данные учебно-методические материалы в региональном хранилище цифровых образовательных ресурсов Мурманской области. В 2015 г. получен один охранный документ на объект интеллектуальной собственности.

Студенты активно привлекаются к выполнению НИР по грантам. Ряд студентов выступили в качестве соисполнителей НИР по грантам: РГНФ-«Живущие на Севере: образы и реальность»;  ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013гг." мероприятие 1.5, гуманитарные науки-«Феномены российской культуры: проблемы лингвистического описания и лексикографирования»,  также к исследованиям по проблемам эволюции молодежной культуры в условиях модернизации общества и проблемам профессионального самоопределения молодежи в условиях трансформации общества финансируемым из средств Тематического плана Федерального агентства по образованию. При поддержке грантов РГНФ в отчетный период была организованы  и проведены студенческие научно-практические конференции и семинары с международным участием «Проблемы Баренц-региона глазами молодёжи», VII Межрегиональный молодежный научно-практический семинар «Культурный ландшафт приморских регионов: Европейский Север России» (15-16 ноября 2012 г.). При поддержке ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013гг." мероприятие 2.1. в 2012 г. были проведены международные молодежные конференции "Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста" (18-21 сентября 2012г.) и "Развитие Северных территорий: проблемы и перспективы" (26-29 сентября 2012г.). «Диалог с аудиторией и властью: опыт журналистики Кольского Севера» и фонда «Русский Север: история и современность» (грант РГНФ, 2013 г.) - «Повседневные практики молодых инвалидов Кольского Севера» (грант РГНФ, 2013 г.); грант фонда «Русский Север: история и современность» - «Ресурсный потенциал лиц с ювенальной инвалидностью и условия его реализации в Мурманской области» (по итогам написана монография) (2013 г.); грант фонда «Русский Север: история, современность, перспективы» (2015 г.) - «Рынок труда северных территорий России: история, проблемы, перспективы (на примере Мурманской области)»; Грант РГНФ «Язык и культура коренного малочисленного народа Кольского Севера: документация, функционирование и взаимодействие (на материале саамского языка), № 545» (2014г.). В 2015 г. студенту факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности выделен целевой грант на участие в I Международном студенческом арктическом форуме в рамках Международной конференции «Арктические рубежи - 2016: промышленность и окружающая среда». В 2016 году на различные конкурсы грантов было подано 12 заявок: из них получен 1 грант (Конкурса студенческих работ в сфере предпринимательства «Импульс будущего» в номинации «Лучшая выпускная квалификационная работа по уровню образования - бакалавриат»), 5 заявок находятся в процессе экспертизы.

Одним из важнейших показателей научно-исследовательской работы студентов является количество студенческих публикаций. Всего за отчетный период студентами осуществлено 1241 публикаций, из них 711 - самостоятельно. Эти данные по годам представлены в таблице 5.

Таблица 5
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Всего
Количество научных публикаций студентов 203 219 273 250 296 1241
Количество научных публикаций без соавторов-сотрудников вуза 171 134 143 140 123 711
 
Анализ представленной таблицы позволяет говорить о стабилизации значения ежегодного количества студенческих научных публикаций.

Итоги научно-исследовательской деятельности студентов отражаются в ежегодных отчетах по НИР в Министерство образования и науки Российской Федерации; обсуждаются на заседаниях Ученого совета МАГУ, Совета по НИР и РИД и Совета СНО.  
 
След. »