Главная

Мурманский арктический государственный университет

eye Версия для слабовидящих    Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Монографии и разделы в коллективных монографиях преподавателей кафедры психологии МГГУ (МГПУ)
03.03.2015 г.

Оконешникова О.В. Модель в психологическом исследовании / О.В.Оконешникова ; Министерство образования и науки РФ, МГГУ. — Мурманск: МГГУ. — 2014. — 147 с. — ISBN 978-5-4222-0218-8

Монография кандидата психологических наук, доцента О.В. Оконешниковой посвящена методологии и технологиям психологического исследования в контексте «утраты идеалов рациональности» современной науки. Ставится задача осмыслить проблему «прыжка» научного мышления со стороны эмпирических приемов моделирования. Автор формулирует собственное определение модели исследуемого явления, основанное на анализе методологических работ и психологического изучения творческого мышления. Предлагается модель-ориентированная структурно-процессуальная схема психологического исследования.

Работа может быть полезна научным работникам, специалистам, магистрантам и студентам, занимающимся научно-исследовательской деятельностью в области психологии. ​
 

Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: от методологии до технологии. Монография. — Germany, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. — 440 с. — (2012-02-29) — ISBN-13: 978-3-8484-0333-2, ISBN—10: 3848403331, EAN: 9783848403332.


На современном этапе научный интерес и практическую ценность приобретает проблема формирования личности педагога как субъекта творческой деятельности. Монография кандидата педагогических наук, доцента, зав. кафедрой психологии МГГУ И.А. Синкевич (Проект № 43460, сайт
https://www.morebooks.de) отражает позиции различных ученых на проблему полихудожественного развития личности в образовании. В ней представлены теоретические основы психолого-педагогического исследования художественного творчества; определены методы диагностики творческих способностей; разработаны критерии психологической, теоретической, практической готовности будущего педагога к полихудожественному развитию детей; обоснована интегративная модель и разработана система профессиональной подготовки студентов к полихудожественной деятельности. В центре внимания оказываются профессионально-педагогические и психологические аспекты, связанные с установлением и изучением факторов, содействующих художественно-творческому развитию личности в образовании на основе интеграции искусств. Система подготовки педагога определяется корреляцией духовной культуры, педагогики и искусства. В книге изложены результаты исследования проблем полихудожественного развития личности в образовании и представлен сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.


Монография адресуется научным работникам, преподавателям вузов, учителям школ, аспирантам, студентам вузов и др.


Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing.

 

Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: монография / И.А. Синкевич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. — Мурманск : МГПУ, 2009. — 203 с. — ISBN 978-5-88476-941-0: 80-90.

Монография кандидата педагогических наук, доцента, зав. кафедрой психологии МГГУ И.А. Синкевич состоит из двух разделов: теоретического и методического. В ней изложены теоретические материалы по методологии, психологии и педагогике полихудожественного образования студентов педвузов; обоснована интегративная модель профессиональной подготовки студентов к полихудожественной деятельности на основе сочетания и взаимодействия духовной культуры, педагогики и искусства; разработаны критерии и методы диагностики психологической, теоретической и практической готовности студентов к полихудожественному воспитанию и развитию школьников. 
 

Монография отмечена Почетным дипломом конкурса монографий и научных трудов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие Мурманской области 20011 года в номинации «Экономические и гуманитарные науки».


 

Оконешникова О.В. Методология и методика психологического исследования / О.В.Оконешникова ; Министерство образования и науки РФ, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — Москва: АПКиППРО. — 2011. — 320 с. — ISBN 978-5-8429-0942-1


Монография кандидата психологических наук, доцента О.В. Оконешниковой ставит своей задачей выявить методологические проблемы психологического исследования, показать, каким образом нормативные образцы методологии реализуются в процессе научного поиска и оформления его результатов.


В книге раскрывается роль модели на различных этапах психологического исследования. В первой главе анализируются основные методологические проблемы, во второй методические вопросы психологического исследования. Третья глава посвящена проблемам типологии социальной субъектности в разных возрастах.


Работа может быть полезна научным работникам, специалистам и студентам, проводящим психологические исследования.

 

Недосека О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения: монография / О.Н. Недосека; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. — Мурманск: МГПУ, 2008. — 124 с. — ISBN 978-5-88476-862-8.


В монографии кандидата психологических наук, доцента О.Н. Недосека рассматриваются особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), проведен анализ тактики и стратегии его поведения в различных педагогических ситуациях, а также определена роль и место профессионального самосознания педагога ДОУ в построении внутреннего образа собственного «Я».

 

Барышева Т.Д. Подготовка психолога к работе в системе среднего профессионального образования (СПО): рефлексивная модель обучения: монография / Т.Д. Барышева; Министерство образования и науки РФ, Мурм. гос. гум. ун-т. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 163 с. — ISBN 978-5-4222-0106-8.


Монография старшего преподавателя кафедры психологии МГГУ Т.Д. Барышевой отражает авторскую позицию по применению рефлексивной модели обучения в процессе подготовки педагога-психолога на вузовской ступени профессионализации. В издании содержатся материалы, связанные с подготовкой студента к организации и осуществлению профессиональной деятельности психолога в учреждениях второй ступени профессионального образования (среднее профессиональное образование — педагогический колледж).

 

Barysheva T. Implementing self-reflection activities into teaching practice for students and trainees / Т.Д. Барышева // Teaching Psychology around the World. Volume 2. — P. 377-386. (англ.)


Коллективная монография «Teaching Psychology around the World» («Преподавание психологии во всем мире») В 2-х томах. Т.1 2007; Т.2. (Volume 2) 2009. Издательство научных трудов CAMBRIDGE SCHOLARS PUBLISHING, г. Ньюкасл (Newcastle upon Tyne), Великобритания (UK). Включена в каталоги Британской Библиотеки (British Library Cataloguing in Publication Data); ISBN(10):1-4438-0985-3, ISBN(13):978-1-4438-0985-6.


Представляет собой научный обзор опыта преподавания психологических дисциплин во всем мире. В том числе включает научные статьи 3-й Международной научной конференции ICTP-2008 «Преподавание психологии: взгляд вокруг мира» Third International Conference on the Teaching of Psychology (July 12-16, 2008)  "Teaching Psychology: Views from Around the World". Saint Petersburg, 2008.


Статья старшего преподавателя кафедры психологии МГПУ Т.Д. Барышевой в данной монографии посвящена актуальной проблеме современного высшего образования обеспечению условий развития рефлексивности будущих специалистов на ранних этапах профессионализации, анализу опыта подготовки психологов и развитию у них профессионально важных качеств в Мурманском государственном педагогическом университете.

 

Барышева Т.Д. Рефлексивная модель обучения в практике подготовки будущих педагогов-психологов / Т.Д. Барышева // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности. Коллективная монография. Научное издание. / Под ред. К.М. Гайдар. — Воронеж. — 2007. — 541 С. — ISBN 978-5-9273-1119-4.


Коллективная монография «Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности» посвящена важнейшим проблемам высшего психологического образования и особенностям профессиональной деятельности психолога в современной России.


Старшим преподавателем МГПУ Т.Д. Барышевой для монографии подготовлена статья, в которой отражены результаты изучения процессов становления профессионально важных качеств будущих психологов в ходе освоения ими курса «Методика преподавания психологии» и прохождения преподавательской практики (в разделе «Особенности профессионального обучения студентов-психологов в контексте предметной подготовки» монографии).

 

Барышева Т.Д. Проблема принятия психологической безопасности как ценностной составляющей взаимодействия между субъектами образовательного процесса / Т.Д. Барышева // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. г. Москва, МЧС России. — М.: ИПП "КУНА", 2008. — 320 с.: ил.


В коллективной монографии «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения» рассматриваются системные проблемы безопасности как всеобщей характеристики социума, реализация научно-практических подходов к организации и формированию безопасной жизнедеятельности населения на различных уровнях.


Статья старшего преподавателя МГПУ Т.Д. Барышевой в данной монографии посвящена вопросам ценностного осмысления категории «психологическая безопасность» в образовательном пространстве и ее принятия субъектами образовательного процесса.

 

Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Книга 2. / © Коллектив авторов: Т.Д. Барышева и др. / Отв. ред. А.А. Киселев. — Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. — 362 с. — ISBN 978-5-905292-28-6.


Старшим преподавателем кафедры психологии МГГУ Т.Д. Барышевой подготовлена глава 9 «Психолого-акмеологические подходы к развитию профессиональной рефлексии педагогов и психологов в условиях вузовского уровня образования».


В коллективной монографии предпринята попытка проанализировать актуальные проблемы модернизации российского образования, тренды и перспективы его развития.

Адресуется педагогам, психологам, специалистам в области социально-гуманитарных наук. Издание может быть полезным для преподавателей высшей школы, руководителей образовательных учреждений, а также представлять интерес для студентов.

 

Науменко, А. В. Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] : монография / А. В. Науменко ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 111 с. — ISBN 978-5-4222-0096-2.


В монографии ассистента кафедры психологии Науменко А. В. определены особенности кросскультурной компетентности, которые свидетельствуют о непродуктивности взаимодействия педагогов ДОУ с субъектами профессиональной деятельности в межкультурных ситуациях общения; рассмотрена проблема влияния степени толерантности-интолерантности на выбор способов реагирования в ситуациях межкультурного взаимодействия педагогов ДОУ; обоснована необходимость в реализации формирования кросскультурной компетентности профессионального сознания воспитателя ДОУ.

 

Тузова О.Н. Адаптация личности. Теория и практика: монография / О.Н. Тузова; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. — Мурманск: МГПУ, 2009. — 107 с. — ISBN 978-5-88476-906-9:43-99.

В монографии кандидата психологических наук, доцента О.Н.Тузовой рассматриваются теоретические и практические аспекты адаптации личности, раскрываются отечественные и зарубежные подходы к изучению феномена адаптации. Особое внимание уделяется анализу особенностей процесса адаптации к деятельности в экстремальных условиях, в частности, рассматривается военно-профессиональная деятельность как один из видов экстремальной деятельности и специфика адаптации личности к данным условиям.

 

Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: монография / В.Э. Черник и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Книга 2. — Новосибирск, ЦРНС. — 2009.


Коллективная монография посвящена исследованию отдельных аспектов проблемы формирования духов­ных ценностей.


Один из авторов монографии кандидат педагогических наук, доцент В.Э.Черник, который подготовил главу 2 «Особенности воспитания учащихся во внеучебной деятельности в годы Великой Отечественной войны».

В поисках ценностных ориентиров, истоков духовности, путей её пробуждения и воспитания, часто обращаются к истории. Ярким приме­ром духовной силы людей является период Великой Отечественной войны. Привлекая материалы центральных и местных архивов, а также периодических изданий военных лет, автор главы раскрывает некоторые особенности воспитания учащихся в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Охарактеризованы задачи, стоявшие перед школой, учи­телями в условиях войны. Основное внимание уделено особенностям работы учителей со школьниками во внеучебное время, раскрывается воспитатель­ный потенциал предметных кружков, различных видов общественно-полезной деятельности учащихся в свободное от учебных занятий время.

 

Секреты педагогического мастерства: монография / В.Э. Черник и др. / Под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. — Книга 4. — Новосибирск: ЦРНС, 2009. — 172 с. — ISBN 978-5-94301-083-5


В коллективной монографии раскрываются принципы становления и развития профессио­нального мастерства будущего учителя в культурно-досуговой деятельности сту­дентов педагогических вузов, исследуются аспекты становления акме педагога-музыканта школы, рассматриваются педагогические условия мотивации самосовер­шенствования речевой культуры учителя и другие темы.


Кандидатом педагогических наук, доцентом
В.Э. Черником подготовлена глава 1 «Становление и развитие профессионального мастерства будущего учителя в культурно-досуговой деятельности студентов педагогического вуза». Автор раскрывает возможные пути реше­ния задач организации личностного досуга педагога, формирования у него самого и учащихся умения выбирать пути и способы использования свободного времени, которые обогащали бы лич­ность культурно и духовно. Обосновывается целесообразность включения студентов в различные формы внеучебной педагогически ориентированной деятель­ности.

 

Теория, методика и организация педагогической работы: монография / В.Э. Черник и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Книга 1. — Новосибирск: ЦРНС, 2010.


В коллективной монографии раскрываются принципы становления и развития профессио­нального мастерства будущего учителя, теория и методика, особенности организации педагогической работы.


Кандидатом педагогических наук, доцентом В.Э. Черником
подготовлена глава 3 «Формирование профессионального мастерства будущего учителя в различных формах внеучебной деятельности в условиях педагогического вуза». По мнению автора главы, в подготовке учителя, помимо академической составляющей, существенное место должно отводиться различным формам внеучебной (досуговой) деятельности. Сре­ди них весьма положительно проявили себя музеи педагогических вузов, а также факультеты общественных профессий. Глава посвящена выявлению их возможностей в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

 

Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым: Избранные статьи о воспитании / Составитель, вступительная статья — В.Э. Черник. М. — 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-8403-1521-7.


Составитель и автор вступительной статьи сборника кандидат педагогических наук, доцент В.Э.Черник делает попытку непредвзято взглянуть на незнакомого, в сущности, и очень интересного педагога, почерпнуть его актуальные и сейчас идеи. Отношение к Антону Семеновичу Макаренко, его идеям и деятельности в разные времена отечественной истории было неоднозначным. Педагогика А.С.Макаренко максимально ориентирована на воспитание. Работы Макаренко о семейном воспитании вызовут желание, по мнению составителя, задуматься о своем отношении к детям, к самим себе как родителям, раскроют истоки родительского авторитета, помогут лучше понять причины достижения одними успеха и счастья, а другими - краха и разочарований. Различным составляющим именно воспитания (не образования!), его факторам, условиям, критериям воспитанности посвящены многие страницы книги.

 

Алексей Иванович Пискунов: каким мы его помним / Сост. В.Э. Черник и др. — М. — 2011.


Книга воспоминаний учеников - бывших аспирантов посвящена российскому учёному, организатору науки и педагогического образования А.И. Пискунову, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Академии педагогических наук (АПН) СССР, действительному члену Российской академии образования (РАО), зав. кафедрой педагогики Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, автору более 300 научных публикаций по педагогике.


Выпуск книги приурочен к 90-летию крупнейшего отечественного учёного-педагога и организатора образования. Один из авторов и составителей книги кандидат педагогических наук, доцент МГГУ В.Э. Черник, представитель научной школы профессора А.И. Пискунова, защитивший под его руководством диссертацию на соискание ученой степени к.п.н. по теме «Политическое воспитание учащихся советской школы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945».

   
 
« Пред.   След. »