Главная

Мурманский арктический государственный университет

   Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Научно-исследовательская работа студентов Печать

Положение о проведении научно-практической конференции студентов ФГБОУ ВО "МАГУ"

 

Перечень документов и материалов по подготовке научно-практической конференции студентов ФГБОУ ВО "МАГУ"


Положение о конкурсе научно-исследовательских работ студентов ФГБОУ ВО "МАГУ" 

 

Форма отчета о НИРС МАГУ

Форма плана о НИРС МАГУ


Школа сознания "Эврика"

В университете ведется целенаправленная работа по совершенствованию финансовой, организационно-методической и информационно-технической базы научно-исследовательской деятельности студентов.

Мероприятия системы НИРС реализовываются на основе комплексного перспективного планирования ее основных направлений, видов и форм организации. Общее руководство и координация функционирования системы НИРС вуза осуществляется Советом по НИР И РИД и Студенческим научным обществом МАГУ.

Организация и развитие НИРС в МАГУ определяется рядом нормативно-правовых актов: Положением о Студенческом исследовательском бюро, Положением о Студенческих научных обществах МАГУ, Положениями о проведении предметных олимпиад и др. В целях оперативного информирования о студенческих научных и научно-практических мероприятиях создан сайт студенческого научного общества, созданы группы в социальных сетях.

Научно-исследовательская работа студентов в МАГУ является неотъемлемой частью подготовки в условиях уровневого образования и носит интегративный и системный характер. Она реализуется по следующим основным направлениям:
  • работа в студенческих научных лабораториях, кружках, проблемных группах и семинарах;

  • организация деятельности студенческих научных обществ МАГУ;

  • участие студентов в научно-исследовательской деятельности в соответствии с основными темами НИР МАГУ (проведение экспериментов на базе научно-исследовательских учреждений области, экспедиционные исследования, совместные исследования по плану научно-исследовательских лабораторий, грантовая деятельность и др.);

  • подготовка специальных курсовых, выпускных квалификационных работ;

  • участие в финансируемых научно-исследовательских проектах и программах;

  • участие студентов в массовых научно-технических мероприятиях студентов различного уровня (конференциях, семинарах, «Неделях науки», чтениях и др.);

  • участие в состязательных научных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, выставках и др.);

  • издание сборников научных работ студентов МАГУ;

  • осуществление связи с деканатами, кафедрами и другими структурными подразделениями других вузов страны и зарубежья.

В течение 2011-2015 гг. в различных формах НИРС участвовало 4200 студентов очного отделения, что составляет 45, 2 % от общего количества студентов очной формы обучения. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне массовости и престижа научной деятельности среди студентов университета. Количественный показатель активности студентов, принимавших участие в НИР по годам представлен в таблице 1:

Таблица 1

Показатель
2011
2012
2013
2014
2015
Всего:
Численность студентов очной формы обучения, всего
2222
2061
1303
1813
1893
9292
Численность студентов очной формы обучения, участвовавших в НИР, всего
401
641
1151
1155
852
4200
% от общего количества студентов очной формы обучения
18
31,1
58,1
63,7
45
45,2

Широкое вовлечение студентов в НИР сопровождалось совершенствованием структуры студенческого научного самоуправления: создано СНО МАГУ и его факультетские подразделения, расширилась сеть первичных научных объединений студентов. К настоящему времени в университете функционирует 8 научных студенческих кружка, 6 студенческих научно-проблемных групп и 8 научно-исследовательских лаборатории студентов.

Наблюдается тенденция увеличения разнообразия используемых форм организации НИРС. Всего за отчетный период на базе МАГУ было проведено 66 конкурсов, 68 выставок студенческих научных работ, 200 научно-технических мероприятий НИРС. Ежегодно реализовываются такие комплексные формы организации НИРС, как Дни науки, Декады науки, Фестивали науки и др. Количественные характеристики, проведенных на базе университета мероприятий по годам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатель
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
Количество организованных конкурсов на лучшую НИР студентов
14
10
8
23
11
66
Количество организованных студенческих научно-технических мероприятий,
57
42
47
36
18
200
в том числе международные, всероссийские, региональные
10
15
4
18
17
64
Количество организованных выставок студенческих работ
8
18
13
18
11
68
 

В 2015 г. МАГУ выступил организатором 18 студенческих научных мероприятий различного уровня (международного, всероссийского, регионального), в том числе:
  • Международное соревнование для студентов и школьников по программированию «Час кода» (4-13.11.2015 г.);
  • XV международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы Арктического региона» (14.05.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Человек и общество: опыт и перспективы социологического исследования» (12-13.03.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Современное образование: настоящее и будущее» (14-15.04.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Оказание помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения» 02-30.11.2015 г.);
  • секция "Актуальные проблемы естествознания, физической культуры, безопасности жизнедеятельности и туризма" в рамках Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» (01-03.2015 г.).
  • Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием «Арктический дизайн» (11.2015 г.);
  • Всероссийский научно-практический семинар «Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития» (20.03.2015 г.);
  • Всероссийский чемпионат по поиску информации в сети интернет среди студентов и школьников (22.03.2015 года.);
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития» (04-05.03.2015 г.);
  • Региональный конкурс краткосрочного рисунка «Мгновение» (12.2015 г.);
  • Региональные соревнования по компьютерной графике (12.2015 г.);
  • Региональный научно-практический семинар «Разработка и эксплуатация нестандартного оборудования, подключаемого к ПК» (27.04.2015 г.);
  • Региональный чемпионат по программированию «Весна 2015» среди студентов и школьников Мурманского региона (15.03.2015 г.);
  • Региональный студенческий форум «Молодёжь Арктики» (14.12.2015 г.);
  • Региональный творческий конкурс экономических сказок «Золотая карусель» (01.04.2015 г.);
  • Межвузовский региональный научно-практический семинар с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании» (23-24.03.2015 г.);
  • Межвузовская научно-практическая конференция студентов,  аспирантов и молодых ученых «Студенческая наука в XXI веке: современные проблемы глазами молодежи» (04.2015г.).
Расширяется практика участия студентов вуза в научно-технических и состязательных мероприятиях НИРС разного уровня. Студентами было подготовлено 4049 докладов, 386 научных работ подано на конкурсы, 3615 экспонатов демонстрировались на выставках. Количественные характеристики по научно-исследовательской работе студентов университета и их динамика по годам за исследуемый период представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатель
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
Количество докладов, сделанных студентами на научных конференциях, семинарах всех уровней, всего
857
768
741
902
781
4049
- в том числе на международных, всероссийских, региональных
323
357
182
277
632
1771
Количество экспонатов, представленных студентами на выставках всех уровней с участием студентов, всего
203
1778
869
339
426
3615
- в том числе на международных, всероссийских, региональных
173
761
600
323
224
2081
Количество студенческих работ, поданных на конкурсы различного уровня на лучшую НИР
75
10
58
223
20
386

В течение 2011-2015 гг. 386 работ были направлены для участия во Всероссийских открытых конкурсах на лучшую студенческую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам. В 2015 г. научные работы студентов были представлены на следующих конкурсах:
  • II Международный конкурс научно-методических и выпускных квалификационных работ «Гнозис» среди студентов, бакалавров и магистров в области социальных, гуманитарных, естественных и технических наук (04-07.2015 г.);
  • Международная выставка-конкурс современного искусства «Российская неделя искусств»  (04.2015 г.);
  • Международный конкурс плакатного дизайна «О!Лень», г. Екатеринбург (09.2015 г.);
  • Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», региональный этап (01.02 - 15.03.2015 г.).
  • Конкурс авторских молодежных проектов (творческих работ, статей) «Экономика, экология, управление, туризм в системе устойчивого развития России» (01.12.14 г. - 31.05.15 г.);
  • Открытый конкурс НИРС по педагогике и методике преподавания дисциплин на базе РГПУ им. А.И. Герцена в рамках сетевого объединения ВУЗов «Педагогические кадры России», Санкт-Петербург (10.2015 г.);
  • Конкурс инноваций в образовании «КивО-2015», Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва (04.2015 г.);
  • Конкурсе научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области (10. 2015 г.);
  • Региональный конкурс краткосрочного рисунка «Мгновение» (12.2015 г.);
  • Региональный творческий конкурс экономических сказок «Золотая карусель» (01.04.2015 г.);
  • Региональный конкурс студенческих работ в сфере предпринимательства «Импульс будущего».

Результаты научных исследований студентов проходят успешную апробацию на научных мероприятиях различного уровня, в том числе:

На международных научно-технических мероприятиях:
  • VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015», РАЕ, г. Москва (01-03.2015 г.);
  • Международное соревнование для студентов и школьников по программированию «Час кода» (4-13.11.2015 г.);
  • XV международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы Арктического региона» (14.05.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Человек и общество: опыт и перспективы социологического исследования» (12-13.03.2015 г.);
  • Межвузовский региональный научно-практический семинар с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании» (23-24.03.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Современное образование: настоящее и будущее» (14-15.04.2015 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Оказание помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения» 02-30.11.2015 г.).

На всероссийских научно-технических мероприятиях:
  • Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием «Арктический дизайн» (11.2015 г.);
  • Всероссийский научно-практический семинар «Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития» (20.03.2015 г.);
  • Всероссийский чемпионат по поиску информации в сети интернет среди студентов и школьников (22.03.2015 г.);
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития» (04-05.03.2015 г.).

В 2015 г. команды МАГУ приняли участие во II Всероссийской дистанционной олимпиаде с международным участием по предмету «Английский язык» (г. Новосибирск, 10.2015 г.), Международной олимпиаде профессионального мастерства обучающихся в учреждениях ВПО и СПО по компетенции «Системное и сетевое администрирование», посвященная памяти В.Г. Аверина (Уральский радиотехнический колледж, г. Екатеринбург, 12.2015 г.; IV Международной командной педагогической олимпиаде-универсиаде (г. Москва, 02-08.02.2015г.), по педагогике, по россиеведению.

По итогам состязательных научных мероприятий студентами университета в 2015 г. получено 169 наград различного вида, наиболее значимыми из которых являются дипломы:
  • диплом победителей IV Международной командная педагогическая олимпиада-универсиада (г. Москва, 02-08.02.2015 г.);
  • диплом победителя во II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Север в XXI веке: среда обитания, общество, освоение» (Региональный научный форум «Молодая наука Арктики», 18.10.2015 г.);
  • 2 диплома за лучшую научно-исследовательскую работу на VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» (РАЕ, г. Москва, 01-03.2015 г.);
  • 2 диплома III степени в Открытом конкурсе НИРС по педагогике и методике преподавания дисциплин на базе РГПУ им. А.И. Герцена в рамках сетевого объединения ВУЗов «Педагогические кадры России», (г. Санкт-Петербург, 10.2015 г.);
  • 5 Почетных дипломов лауреата в номинациях «Экономические и гуманитарные науки», «Технические и естественные науки» на Конкурсе научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области (10.2015 г.);
  • дипломы II и III степеней во II Межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся средних учебных заведений «Актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности в Арктическом регионе», (СПбУГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Мурманский филиал), г. Мурманск 04.2015 г.).
За исследуемый период студенты МАГУ за успешную научную работу были удостоены 6 стипендий Президента РФ, 4 стипендий Правительства РФ, 8 стипендий Губернатора Мурманской области, 9 премий Губернатора Мурманской области, 2 премий «Олимп» Губернатора Мурманской области, стипендии им. А.И. Солженицына, 1 стипендии мэра г. Мурманска.

Количественные показатели по наградам, полученным студентами университета за каждый исследуемый год, указаны в таблице 4.

Таблица 4

Показатель
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
Количество всех видов наград, полученных студентами на конкурсах на лучшую НИР и на выставках, всего
214
134
167
288
169
972
В том числе дипломы открытых конкурсов на лучшую научную работу студентов, проводимых  по приказам Министерства образования и науки  РФ
10
1
0
4
7
22
Стипендии Президента и Правительства РФ, получаемые студентами
2
0
1
2
0
5
 
Успешной интеграции студентов во всероссийское и международное научно-образовательное пространство способствует развитие внутривузовской системы мероприятий НИРС, в рамках которой были организованы олимпиады по педагогике, психологии, экономике, конкурс научно-исследовательских работ, конкурс информационных профессионально-ориентированных проектов на английском языке.

Активизируется научно-проектная деятельность студентов. На протяжении пяти лет студенты участвовали в реализации таких проектов и программ, как программа «Психосоциальное благополучие детей и подростков Арктического региона», проект «Создание сети сотрудничества по профилактике  наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия),  программа «Молодежные центры», региональные проекты по организации и проведению научно-практической конференции «Проблемы формирования студенческого самоуправления в системе профессионального образования: опыт и перспективы» (Министерство образования и науки Мурманской области), «Луч добра» (совместно с Комитетом по социальной защите населения г. Мурманска, международный проект «Школа для всех - развитие инклюзивного образования» (Лапландский университет Рованиеми, Финляндия; Министерство образования и науки МО; Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры; МГГУ, Северный (арктический) федеральный университет; Министерство образования и науки Архангельской области); образовательной программе для менеджеров в сфере культуры «Культурный Upgrade», (20-21.11.2013, г. Мурманск); проект «Создание сети сотрудничества по профилактике наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия); академическая мобильность студентов по программам «Квота» (Норвегия), Крайний Север (Норвегия), First Lapland, First Barents (Финляндия), North2North (Норвегия), Nord+ (Дания) (весна-осень 2015 г.); виртуальная академическая мобильность студентов по программе «Бакалавр северных исследований» (совместный проект МАГУ и Норвежского арктического университета).

За отчетный период студентами в соавторстве с преподавателями получены три Свидетельства об отраслевой регистрации разработки в отраслевом фонде алгоритмов и программ Госкоорцентра Федерального агентства по образованию:  Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 17877, выданное 06.02.12 ИНИМ РАО, ОФЭРНиО. Инв. номер ВНТИЦ № 50201250207. Объем динамический, 2500 Мб. Дроздова А.А., Низовцева Е.В., Попова А.О., Узбеков А.Р. Электронное учебно-методическое пособие «Старинные задачи через века и страны». Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18060, выданное 26.03.12 ИНИМ РАО, ОФЭРНиО. Инв. номер ВНТИЦ 50201250367. Объем электронного ресурса 350 Мб. В 2013 г. студентка Гумович М.А., 2 курс, направление «Прикладная математика и информатика») получила Свидетельство №325 от 13.03.13 на электронное пособие «Вода: от простого к сложному», о том, что данные учебно-методические материалы в региональном хранилище цифровых образовательных ресурсов Мурманской области. В 2015 г. получен один охранный документ на объект интеллектуальной собственности.

Студенты активно привлекаются к выполнению НИР по грантам. Ряд студентов выступили в качестве соисполнителей НИР по грантам: РГНФ-«Живущие на Севере: образы и реальность»;  ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013гг." мероприятие 1.5, гуманитарные науки-«Феномены российской культуры: проблемы лингвистического описания и лексикографирования»,  также к исследованиям по проблемам эволюции молодежной культуры в условиях модернизации общества и проблемам профессионального самоопределения молодежи в условиях трансформации общества финансируемым из средств Тематического плана Федерального агентства по образованию. При поддержке грантов РГНФ в отчетный период была организованы  и проведены студенческие научно-практические конференции и семинары с международным участием «Проблемы Баренц-региона глазами молодёжи», VII Межрегиональный молодежный научно-практический семинар «Культурный ландшафт приморских регионов: Европейский Север России» (15-16 ноября 2012 г.). При поддержке ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013гг." мероприятие 2.1. в 2012 г. были проведены международные молодежные конференции "Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста" (18-21 сентября 2012г.) и "Развитие Северных территорий: проблемы и перспективы" (26-29 сентября 2012г.). «Диалог с аудиторией и властью: опыт журналистики Кольского Севера» и фонда «Русский Север: история и современность» (грант РГНФ, 2013 г.) - «Повседневные практики молодых инвалидов Кольского Севера» (грант РГНФ, 2013 г.); грант фонда «Русский Север: история и современность» - «Ресурсный потенциал лиц с ювенальной инвалидностью и условия его реализации в Мурманской области» (по итогам написана монография) (2013 г.); грант фонда «Русский Север: история, современность, перспективы» (2015 г.) - «Рынок труда северных территорий России: история, проблемы, перспективы (на примере Мурманской области)»; Грант РГНФ «Язык и культура коренного малочисленного народа Кольского Севера: документация, функционирование и взаимодействие (на материале саамского языка), № 545» (2014г.). В 2015 г. студенту факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности выделен целевой грант на участие в I Международном студенческом арктическом форуме в рамках Международной конференции «Арктические рубежи - 2016: промышленность и окружающая среда».

Одним из важнейших показателей научно-исследовательской работы студентов является количество студенческих публикаций. Всего за отчетный период студентами осуществлено 1102 публикаций, из них 716 - самостоятельно. Эти данные по годам представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатель
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
Количество научных публикаций студентов
157
203
219
273
250
1102
Количество научных публикаций без соавторов-сотрудников вуза
128
171
134
143
140
716
 
Анализ представленной таблицы позволяет говорить о стабилизации значения ежегодного количества студенческих научных публикаций.
Итоги научно-исследовательской деятельности студентов отражаются в ежегодных отчетах по НИР в Министерство образования и науки Российской Федерации; обсуждаются на засе-даниях Ученого совета МАГУ, Совета по НИР и РИД и Совета СНО.
 
« Пред.   След. »