Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Расширяется сотрудничество МАГУ с зарубежными учёными

  • 5 Декабря 2018
  • 361

В рамках реализации академической мобильности, договора о сотрудничестве Мурманского арктического государственного университета с Арктическим университетом Норвегии и осуществления программы «Баренц Плюс» делегация Психолого-педагогического института МАГУ в конце ноября посетила Альту (Норвегия).

Здесь по инициативе преподавателей ППИ состоялся международный семинар «Формирование картины мира детей дошкольного возраста в России и Норвегии: путь к созданию нового общества».

Этот семинар стал продолжением сотрудничества между научно-педагогическими работниками, студентами ППИ МАГУ и коллегами из Арктического университета Норвегии (кампус Альта). В этот раз к проекту присоединились немецкие коллеги.

Достаточно широким оказался круг вопросов, которые успели поднять и обсудить участники семинара.

Кирстен Штайн, открывшая семинар, сделала доклад «Международные перспективы в меняющемся мире», представив ретроспективный анализ подходов к сотрудничеству различных стран в сфере образования. Она обратила внимание, что часть общества всё еще в плену мифов времён «холодной войны», когда некоторые и в Норвегии утверждали, что к 2020 году её северную часть приобретет Россия. Вопреки подобным прогнозам сотрудничество наших стран не только не прекратилось, но приобретает новые формы. Таким примером является и наша совместная — уже на протяжении нескольких лет — исследовательская работа в области проблем дошкольного образования, обмен норвежскими и российскими студентами, которые сами могут познакомиться со спецификой педагогического образования. Всё это помогает лучше понять друг друга, сформировать картину мира у будущих педагогов и детей.

Юлия Александровна Афонькина, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, выступила с докладом, в котором разобрала подходы к анализу картины мира современного дошкольника с точки зрения его личного опыта, знаний и переживаний, определила направления развития картины мира в данном возрасте.

Татьяна Викторовна Кузьмичева, директор ППИ, кандидат педагогических наук, доцент, представила авторскую технологию совместного обучения будущих педагогов и психологов на основе метода наблюдения за поведением ребенка в разных образовательных средах, раскрыла ценностные, смысловые и организационные аспекты их профессионального сотрудничества. Зарубежным коллегам было интересно познакомиться с наработками отечественных исследователей в области междисциплинарного изучения индивидуального развития и социальной адаптации ребенка, на основании которого осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.

Развитию смеховой культуры детей дошкольной возраста, ряду аспектов детской субкультуры было посвящено сообщение Валерия Эдуардовича Черника, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой педагогики МАГУ.

О трудностях и возможности их преодоления в период адаптации педагога к работе в дошкольном образовательном учреждении говорила воспитатель одного из детских садов Альты Ода Хелена Эвьен. Она постаралась осмыслить и обобщить свой опыт, поделиться находками, возможными вариантами разрешения проблем, раскрыла роль наставничества воспитателей дошкольных учреждений в первый год работы.

Участникам встречи были представлены результаты проектной работы исследовательских групп Арктического университета Норвегии (кампус Альта)

Так, профессор Герберт Готфрид Зогловек представил результаты исследования, посвященного сравнительному анализу идей и подходов к образованию Л. С. Выготского и английского педагога Вероники Шерборн. Познакомиться с идеями последней было особенно интересно, потому что имя Вероники Шерборн мало известно в России. Между тем, в 1960-е годы она разработала методику развивающего движения. В её основу положены движения, которые способствуют осознанию ребенком границ и возможностей собственного тела, развитию эмоционального контакта с близкими людьми, совершенствованию крупной и мелкой моторики, развитию речевого потенциала.

Профессор Вернер Бигелл исследует особенности образования в условиях мультикультурализма (поликультурализма), работая со студентами различных стран: Норвегия, Китай, Вьетнам, Таиланд, Германия и др. При обсуждении его доклада профессор Бигелл не скрывал интереса к работам российских исследователей проблем образования в условиях мультикультурного общества. В частности, его внимание привлекли работы А. Н. Джуринского, В. С. Библера, выполненные в контексте идеи диалога культур, а также практический опыт мурманских педагогов.

Резонансным оказался доклад магистранта кафедры специальной педагогики и специальной психологии Екатерины Никифоровой. Она представила результаты исследования эмоционально-ценностного отношения дошкольников к миру.

Дискуссию вызвал и доклад «Особенности картины мира современного дошкольника», который сделала также магистрант кафедры специальной педагогики и специальной психологии Илона Шемякина. Зарубежные участники встречи открыли для себя имя авторитетного исследователя Евгения Васильевича Субботского, который глубоко исследовал и в увлекательной форме осветил в своих книгах психологические аспекты освоения ребенком окружающего мира. Вслед за Ж. Пиаже в новых условиях проанализировал вопросы развития и воспитания личности, формирования представлений о физических и психических явлениях. Илона Шемякина провела своё исследование по тем же методикам. Они позволяют усомниться в разговорах, что дети стали другими, принципиально изменились и их мировосприятие иное.

Профессор Анне Беате Рейнертсен свой доклад посвятила проблемам методологии педагогических исследований, предложив авторский взгляд на качественное исследование как деятельность. Она акцентировала внимание на необходимости придания педагогическим исследованиям большей научности. Норвежские коллеги отмечали, что еще недавно в их стране педагогику пытались подменить биологий и некоторыми сведениями из психологии. Вот почему стоит задача поднять научный уровень педагогических исследований. В связи с этим группа норвежских, американских ученых и их коллеги из ППИ МАГУ разрабатывают новый совместный проект «Новая педагогика». Именно с ним связаны перспективы дальнейшей работы и международного сотрудничества в области образования.

Проведение международного семинара «Формирование картины мира детей дошкольного возраста в России и Норвегии: путь к созданию нового общества» стало возможным благодаря финансовой поддержке программы «Баренц плюс», которая реализуется в рамках сотрудничества в Баренцрегионе. Хочется выразить благодарность экспертам, которые поддержали проект и увидели в нём хорошую перспективу для развития российско-норвежского сотрудничества.


Рассказать друзьям